Советы учителя - дефектолога

Рекомендации учителя - дефектолога для родителей детей младшего дошкольного возраста

Уважаемые папы и мамы!

Обратите внимание на речь своего малыша! Речью ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов взрослых. Правильно произносить большинство звуков сразу он не умеет. Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение у ребенка, тем быстрее оно формируется и нормализуется. Современных родителей проблемы с речью начинают беспокоить по достижении ребенком 2,5—3 лет. Понаблюдайте за вашим малышом. Вас должно насторожить, если ребенок:

  •          очень вял, нехотя реагирует на окружающее;
  •          часто проявляет беспокойство, раскачивает туловище из стороны в сторону;
  •          имеет сильное течение слюны;
  •          не выполняет простые словесные команды (пойди на кухню и принеси чашку и т. д.);
  •          не играет с другими детьми или не кормит куклу из тарелки, а ставит куклу в тарелку и т. д.;
  •          говорит «ма» вместо «мама» или относит слово «мама» к другим лицам; вместо «девочка» говорит «де»; «зайчик» — «за»; «иди» — «ди»; «смотри» — «апи»;
  •          употребляет слова-фрагменты, т. е. такие, в которых сохранены только части слова: «ако» --молоко, «дека» — девочка.

Все это — серьезный повод немедленно обратиться за консультацией к специалисту — логопеду .

Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка, т. к. они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.

свернуть

Рекомендации учителя - дефектолога для родителей детей среднего дошкольного возраста

Уважаемые папы и мамы!

Логопедические обследования, проводимые ежегодно в детском саду, показывают, что состояние речи детей среднего возраста (4— 5 лет) часто не соответствует возрастной норме, а ведь к пяти годам все звуки уже должны быть полностью сформированы и правильно употребляемы в речи. Не будем останавливаться на причинах неблагополучия.Постараемся выделить те мероприятия, которые должны выполнять родители, желающие слышать чистую речь детей. Итак:

  • ежегодно, начиная с первого года жизни ребенка, проходите осмотр логопеда в детской поликлинике;
  • критически относитесь к речевым проявлениям детей, начиная с рождения, и в случаях любых отклонений от нормы обращайтесь к логопеду, не успокаивая себя убеждением, что все само собой образуется;
  • обязательно проконсультируйте ребенка у лор-врача по поводу наличия аденоидов, т. к. аденоиды существенно влияют на речь, и у ортодонта. Если ребенку показана аденотомия или исправление прикуса, то не затягивайте с решением этих проблем;
  • большинство детей, страдающих нарушением звукопроизношения, имеют нарушения фонематического слуха, с помощью которого мы различаем сходные по звучанию или артикуляции звуки. Логопед, к которому вы обратитесь, научит вас, как развивать фонематический слух;
  • посещайте с ребенком логопедические занятия, выполняя тщательно рекомендации логопеда. Без выполнения этих заданий, без постоянного контроля над поставленными звуками невозможно будет добиться положительных результатов;
  • через полгода после того, как все звуки будут поставлены, покажите ребенка логопеду с целью проверки надежности результатов;
  • в случае тяжелых речевых нарушении сделайте все, чтобы ребенок попал в специальную группу для детей с тяжелыми нарушениями речи («логопедическую» группу) своевременно. Не откладывайте решение этого вопроса из года в год, слушая советы не компетентных людей.
свернуть

Рекомендации учителя - дефектолога для родителей детей старшего дошкольного возраста

Уважаемые папы и мамы!

6 лет — это возраст, когда ребенок должен идти в школу. В школе ребенку придется быть самостоятельным, поэтому в оставшееся до школы время надо ребенка подготовить к школе.

Время от времени беседуйте с ребенком о школе, настраивая его на серьезное и ответственное отношение, но не запугивайте школой, а, наоборот, вызывайте интерес к учебе.

У ребенка должна быть сформирована речевая готовность, т. е. умение:

  •          правильно произносить все звуки языка;
  •          выделять первый и последний звук в слове;
  •          разделять слово на слоги;
  •          определять, сколько слогов в слове, сколько звуков в слове;
  •          придумывать слова на заданный звук;
  •          сливать два названных звуков слог: М+А=МА;
  •          повторять слоговую цепочку типа ТА-ДА-ТА;
  •          определять количество слов в предложении, учитывая и «короткие» слова — предлоги.

Важно выяснить:

  •          насколько богат словарный запас малыша, может ли он связно рассказать о том, что увидел, услышал;
  •          насколько развит кругозор ребенка, знает ли он свою фамилию, имя, отчество, возраст;
  •          что знает об окружающем мире, может ли назвать дни недели, времена года;
  •          сформированы ли у него слова-обобщения; ориентируется ли во времени; умеет, ли исключить из предложенного ряда «лишнее»;
  •          может ли разложить сюжетные картинки по порядку и составить по ним рассказ.

Больше занимайтесь с ребенком рисованием. Проверьте, умеет ли ваш ребенок рисовать человека, т. е. фигуру с деталями лица, одежды, четко прорисованными конечностями. Это умение свидетельствует о том, как развита кисть руки. Предложите ребенку «срисовать» четко написанную вами прописью фразу типа «Он ел суп».

Повторяйте цифры от 1 до 9 и счет в пределах 20 — количественный и порядковый.

Время от времени повторяйте с ребенком выученные стихи.

Всегда интересуйтесь жизнью ребенка в детском саду.

В случаях любых затруднений обращайтесь к логопеду или воспитателю

свернуть

Как понять, что у ребенка возможны проблемы с речью?

Итак, поводы обратиться к логопеду:

v     Малыш в младенчестве молчит, не «гулит».

v     В полтора-два года ребенок не говорит слова «мама», «папа», «би-би», «топ-топ» и т. п.

v     Ребенок молчит до трех лет, хотя понимает обращенную к нему речь. Или не понимает. Важно выяснить, что не так. Возможно, нужно проверить слух, может быть, нужно лечение у невропатолога, а может быть — у логопеда. Нередко требуется помощь и невропатолога, и логопеда, поскольку неврологические проблемы нередко влекут за собой проблемы логопедические.

v     До четырех лет вполне нормально, что у ребенка преобладает пассивный словарный запас. После четырех лет должен преобладать активный — ребенок пользуется всем тем, что накопил.

v     Речь ребенка не развивается: к примеру, в четыре года такая же, как была в три.

v     В четыре года ребенок совсем не поддерживает диалог, не строит предложений.

v     Ребенок получил какую-то травму, например, сотрясение мозга.

v     Ребенок к пяти годам неправильно произносит более трех звуков, например, смягчает их, где надо и не надо, произносит неправильно свистящие, шипящие звуки.

v     Стоит насторожиться, если в старшем дошкольном возрасте ребенок плохо запоминает слова.

v     Ближе к школе — не способен говорить развернутыми предложениями, строить рассказ, отвечает на вопросы односложно.

v     В старшем дошкольном возрасте испытывает трудности с графическим запоминанием. Детям в этот период не должно составлять особого труда запоминание букв, графических образов.

v     Ребенок пропускает слоги.

С трех лет рекомендуется проходить ежегодную консультацию у  логопеда, даже если кажется, что всё в порядке. Интенсивное развитие коры головного мозга у ребенка продолжается до шести-семи лет. Поэтому с логопедическими проблемами лучше разбираться до школы.

свернуть

Кризисы в жизни детей

Выделяют три критических периода в развитии речевой функции;

  1. 1—2 года жизни, когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения и движущей ее силой становится потребность в общении. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности зоны Брока. Любые, даже как будто незначительные неблагоприятные факторы, действующие в этом периоде, могут отразиться на развитии речи ребенка.
  1. 3 года, когда интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы (речедвигательного механизма, внимания, памяти, произвольности и т. д.). Возникающая некоторая рассогласованность в работе центральной нервной системы, в нейроэндокринной и сосудистой регуляции приводит к изменению поведения, наблюдается упрямство, негативизм и т. д. Все это определяет большую ранимость речевой системы. Могут возникать заикание, мутизм, отставание речевого развития. Ребенок отказывается от речевого общения, появляется реакция протеста на завышенные к нему требования взрослых.
  1. 6—7 лет — начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка. При предъявлении повышенных требований могут происходить «срывы» нервной деятельности с возникновением заикания.

Любые нарушения речевой функции, имеющиеся у ребенка, в эти критические периоды проявляются наиболее сильно, кроме того, могут возникнуть и новые речевые расстройства.

Критические периоды развития речи играют роль предрасполагающих условий, они могут иметь как самостоятельное значение, так и сочетаться с другими неблагоприятными факторами — генетическими, общей ослабленностью ребенка, дисфункцией со стороны нервной системы и т.д.

свернуть

Развитие речи дошкольников в семье

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Роль семьи в речевом развитии ребенка очень значима, все усилия специалистов без помощи родителей недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.

На что же следует обращать внимание? Что зависит от вас, родителей? 

  • Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата. Например, отклонения в развитии зубов. Очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы.
  • Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью. Даже при незначительном снижении слуха ребенок лишается возможности нормально воспринимать речь. Необходимо оберегать слух ребенка от сильных звуковых воздействий (громкое прослушивание музыки, телевизораи своевременно лечить заболевания органов слуха.
  • Беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка, не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.
  • Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы вы -  взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова.
  • К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе.

 

Учитывая большую загруженность родителей ежедневными делами и накопленную к концу дня усталость, предлагаю игры на развитие различных речевых навыков:

 «Приготовим сок»- из яблок сок (яблочный); из груш (грушевый); из слив (сливовый) и т.д.

«Я заметил». Называть предметы, мимо которых мы проходим: «Я заметил кошку - она пушистая и т.д.  «Доскажи словечко»- сова (летает), а заяц (прыгает), ворона (каркает), воробей (чирикает) и т. д.

«Угадай, что у меня в сумке».Ребенок должен задавать вопросы, чтобы угадать, что у вас в сумке. Съедобное или нет? Это фрукт? Это овощ? Это белое? Красное? Это твердое? Это круглое? Большое? Вкусное?

«Так бывает или нет?»Например: «Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься». Ребенок объясняет почему так бывает/ не бывает.

«Угадай, что это».Выбираете любой предмет (можно в квартире) начинаете описывать этот предмет. Ребенок должен догадаться, о каком предмете вы говорите. «Оно небольшое, твердое, делается из бумаги».

«Угощаю».Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и кладет вам в ладошку, затем Вы ему. Можно поиграть в «сладкие», «соленые», «горькие», «кислые» слова.

свернуть