Инклюзивное образование

Оказание ситуационной помощи

В целях реализации Закона Республики Беларусь от 30 июня 2022 г. № 183-З «О правах инвалидов и их социальной интеграции», постановления Совета Министров Республики Беларусь от 13 июня 2017 г. № 451 «Об утверждении Национального плана действий по реализации в Республике Беларусь положений Конвенции о правах инвалидов на 2017–2025 годы», Правил обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной, транспортной и производственной инфраструктуры, транспортных средств и оказываемых услуг, оценки уровня их доступности, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 ноября 2022 г. № 796 «Об обеспечении доступной среды для инвалидов» в управлении по образованию Оршанского райисполкома разработан алгоритм оказания ситуационной помощи инвалидам различных категорий.

Согласно указанному алгоритму, инвалиду, сопровождающему его лицу, при необходимости посещения ГУО "Бабиничский детский сад Оршанского района с целью получения какой-либо услуги, предоставляемой организацией, нужно предварительно сообщить об этом работнику, за которым закреплено оказание ситуационной помощи инвалидам, при этом указав характер и объем требуемой ситуационной помощи.

Ответственный за оказание ситуационной помощи людям с ограниченными возможностями – Чернявская Елена Александровна, заместитель заведующего по основной деятельности ГУО "Бабиничский детский сад Оршанского района".

тел. 8 (0216) 58 78 41

При записи на личный прием – Косаковская Анна Валерьевна, заведующий.

тел. 8 (0216) 58 78 41

 

Алгоритм оказания ситуационной помощи инвалидам различных категорий при их обращении в ГУО "Бабиничский детский сад Оршанского района

Помощь лицам с нарушением опорно-двигательного аппарата

Основные потребности

Помощь при:

  • входе в здание и выходе из здания;
  • передвижении по зданию;
  • самообслуживании.

Особенности взаимодействия

Любое индивидуальное техническое средство реабилитации (трости, костыли, ходунки, кресло-коляска и т. д.) – это собственность и элемент личного пространства человека. Нельзя брать эти средства, перемещать их и выполнять с ними иные действия, не получив на это разрешения его владельца.

Следует учитывать, что инвалидное кресло-коляска быстро набирает скорость и неожиданный толчок может привести к потере ею равновесия. Поэтому передвигать коляску необходимо медленно. Нельзя также облокачиваться на нее.

Алгоритм действий специалистов при оказании ситуационной помощи лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата

  • Встретьте на улице и откройте входные двери
  • Окажите помощь при входе в здание. При наличии в организации кресла-коляски предоставьте ее при входе в здание инвалида на костылях и окажите ему помощь при перемещении в ней
  • Уточните, в какой помощи нуждается посетитель, узнайте цель его посещения
  • Помогите раздеться в гардеробе (при необходимости)
  • Сообщите специалисту, ответственному за оказание помощи людям с инвалидностью при получении услуги и перемещении в здании, о посещении клиента с ограничением передвижения (если обязанности сопровождения возложены на отдельного специалиста)
  • Обеспечьте сопровождение посетителя в здании до окончания его визита
  • При завершении визита сопроводите инвалида до выхода. Окажите помощь при выходе из здания

Помощь лицам с нарушением зрения

Основные потребности

Помощь при:

  • входе в здание и выходе из здания;
  • ориентации внутри здания;
  • составлении письменных обращений (документов);
  • самообслуживании.

Особенности взаимодействия

Для обозначения факта обращения к незрячему человеку необходимо просто дотронуться до его плеча и (или) назвать его (если известно имя и отчество) и предложить ему помощь. Предлагая помощь, нужно встать с противоположной стороны от руки с тростью.

При общении с такими людьми нужно обязательно первым назвать себя и представить других собеседников (при их наличии). Если необходимо завершить разговор, отойти от невидящего человека, нужно обязательно предупредить его об этом. При уходе необходимо подвести его к ориентиру (например, к стойке регистрации), где он будет чувствовать себя более защищенно и уверенно.

В случае возникновения проблемы в оказании помощи невидящему человеку, нужно, не смущаясь, попросить его подсказать, как ее оказать, либо пригласить компетентного сотрудника для оказания такой помощи.

Если человек с инвалидностью по зрению выразил готовность принять помощь и нуждается в сопровождении, следует кратко описать, где вы находитесь. Затем нужно предложить ему взять вас за руку, согнутую в локте, и, держась за нее выше локтя (за предплечье), двигаться чуть позади. Необходимо заранее предупреждать посетителя об имеющихся на пути препятствиях (ступенях, поворотах и других помехах).

Предлагая такому человеку сесть, не нужно усаживать его, а лишь направить его руку на спинку стула или подлокотник. Не нужно водить по поверхности его рукой, а дать ему возможность свободно потрогать предмет.

При спуске или подъеме по ступенькам нельзя делать рывков и резких движений.

Если есть необходимость прочесть что-либо незрячему человеку, говорить необходимо нормальным голосом и не пропускать информацию.

Когда происходит общение с группой незрячих людей, следует каждый раз называть того, к кому обращаетесь, либо притрагиваться к нему.

Алгоритм действий специалистов при оказании ситуационной помощи лицам с нарушением зрения

  • Встретьте на улице и откройте входные двери. Окажите помощь при входе в здание
  • Уточните, в какой помощи нуждается посетитель, узнайте цель его посещения
  • Помогите раздеться в гардеробе (при необходимости)
  • Сообщите специалисту, ответственному за оказание помощи людям с инвалидностью при получении услуги и перемещении в здании, о посещении клиента с ограничением передвижения (если обязанности сопровождения возложены на отдельного специалиста)
  • Обеспечьте сопровождение посетителя в здании до окончания его визита
  • При завершении визита сопроводите человека с инвалидностью до выхода.
  • Окажите помощь при выходе из здания 

Помощь лицам с нарушением слуха

Основные потребности

Помощь при:

  • входе в здание и выходе из здания;
  • ориентации внутри здания;
  • составлении письменных обращений (документов).

Особенности взаимодействия

Для лиц с нарушением слуха ситуационная помощь заключается в помощи переводчика жестового языка или специалиста, обученного основам жестовой речи, при общении и сопровождении гражданина. При отсутствии переводчика жестового языка специалисты организации предоставляют информацию такому гражданину письменным способом.

Существует несколько типов и степеней глухоты. Некоторые не слышат или не воспринимают устную речь и могут разговаривать только на жестовом языке. Другие могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. С ними нужно говорить немного громче и четче обычного, подбирая подходящий уровень громкости. Некоторые утратили способность воспринимать высокие частоты – разговаривая с ними, нужно лишь снизить высоту голоса. Если Вы не знаете, какой способ предпочесть, узнайте у самого гражданина. Если возникают проблемы в устном общении, предложите собеседнику использовать другой способ – написать, напечатать.

Чтобы глухой или слабослышащий собеседник лучше понял, разговаривая с ним, смотрите прямо на него, чтобы он одновременно видел ваше лицо (губы) и «слышал» речь. Говорите ясно и медленно. Используйте выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.

Расположиться необходимо так, как удобно человеку с нарушением слуха (со стороны средства индивидуального усиления звука, напротив источника света, так как яркое солнце или тень могут быть помехами, и т. д.).

Убедитесь, что собеседник смотрит на говорящего. Для привлечения внимания необходимо плавно помахать рукой в поле зрения либо слегка коснуться его плеча (не со спины).

Общаясь, смотрите в глаза собеседника, ему так легче проводить считывание с губ.

Вопросы нужно формулировать так, чтобы ответ был однозначным.

Алгоритм действий специалистов при оказании ситуационной помощи лицам с нарушением слуха

  • Уточните, в какой помощи нуждается посетитель, узнайте цель его посещения
  • Сообщите специалисту, ответственному за оказание помощи людям с инвалидностью при получении услуги и перемещении в здании, о посещении клиента с ограничением передвижения (если обязанности сопровождения возложены на отдельного специалиста)
  • При необходимости ознакомьте с письменной информацией о предоставляемых организацией услугах
  • Обеспечьте сопровождение посетителя в здании до окончания его визита
  • Окажите помощь в заполнении документов (при необходимости)
  • При завершении визита сопроводите инвалида до выхода

Помощь лицам с нарушением речи

Основные потребности

Помощь при:

  • входе в здание и выходе из здания;
  • ориентации внутри здания;
  • в составлении письменных обращений (документов).

Особенности взаимодействия

Наличие у человека проблемы с речью необязательно означает, что он имеет нарушения слуха.

Не следует перебивать и поправлять такого человека. Начинать говорить нужно только тогда, когда он закончил свою мысль.

Не пытайтесь ускорить разговор. Для общения с таким человеком требуется больше времени. Если его недостаточно, лучше, извинившись, сопроводить человека к другому специалисту или договориться об общении в другой раз.

Вопросы необходимо формулировать так, чтобы ответить на них можно было коротко или просто кивком головы.

Если у Вас не получается понять собеседника, нужно вежливо попросить его произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам. Можно также использовать другие возможности передачи информации – письменную речь, жестикуляцию, демонстрацию.

При оказании ситуационной помощи лицам с нарушением речи можно использовать алгоритм действий специалистов при оказании ситуационной помощи лицам с нарушением слуха.

Помощь лицам с когнитивными (интеллектуальными, умственными) нарушениями

Основные потребности

Помощь при:

  • входе в здание и выходе из здания;
  • ориентации внутри здания;
  • составлении письменных обращений (документов);
  • самообслуживании.

Особенности взаимодействия

При общении с лицами, имеющими когнитивные (интеллектуальные, умственные) нарушения, лучше смотреть в лицо собеседнику, поддерживая с ним визуальный контакт. При этом нельзя настаивать на поддержании зрительного контакта, если это доставляет собеседнику дискомфорт.

Не говорите с ним резко, даже если для этого имеются основания. Проявляйте терпение, такт. Внимательно отнеситесь к собеседнику, обсудите все интересующие его вопросы. В присутствии такого человека не допускайте упоминания его в третьем лице.

Начинать говорить нужно, только убедившись, что собеседник закончил свою мысль.

Обращаясь к посетителю, имеющему такие нарушения, особенно если он расстроен или разгневан, следует спокойно спросить его, чем ему помочь.

При разговоре используйте доступный язык, выражайтесь точно, не используя длинных фраз, образных выражений и сложных смысловых оборотов. Таким людям следует объяснять все пошагово, давая возможность осмыслить каждый шаг. При необходимости повторить несколько раз, интересоваться, все ли понятно.

При оказании ситуационной помощи лицам с когнитивными (интеллектуальными, умственными) нарушениями можно использовать алгоритм действий специалистов при оказании ситуационной помощи лицам с нарушением слуха.

свернуть

10 мультфильмов об особенных людях

Как объяснить ребенку, почему некоторые дети не могут бегать или говорить? Как донести мысль о том, что важно для людей с особенными потребностями? Как дать понять, что они чувствуют и каким видят мир?

Поднять тему инклюзии в процессе воспитания детей вам будет проще, если вместе с ними вы посмотрите следующие мультфильмы. Представляем вам подборку таких мультфильмов.

10 мультфильмов об особенных людях

свернуть

3 декабря - Международный день инвалидов

В 1992 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 3 декабря Международным днем инвалидов. Указом Президента Республики Беларусь в нашей стране этот день объявлен Днем инвалидов Республики Беларусь. 

День инвалидов создан ООН для того, чтобы способствовать интеграции людей с ограниченными возможностями в общество. Зачастую инвалиды, стараясь доказать свою успешность, добиваются большего, чем обычные люди.

Люди с инвалидностью ограничены физически, но они безграничны в своих способностях, талантах и стремлении к самовыражению. Благодаря огромной силе духа и воли, эти люди добиваются успехов в самых разнообразных сферах: науке, бизнесе, художественном творчестве, искусстве, спорте.

Неправильно думать, что в День инвалидов люди с ограниченными возможностями здоровья ожидают от остального населения жалости. Скорее, они ждут уважения и признания их возможностей, защиты достоинств,  прав и благополучия.

свернуть

Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь

Инклюзивное образование

Когда речь заходит об инклюзивном образовании, с точки зрения родителей многое остаётся расплывчатым и туманным. Инклюзивное дошкольное образование подразумевает совместное обучение в учреждении дошкольного образования здоровых детей и детей с особенными потребностями.  

На каких законодательных актах базируется инклюзивное дошкольное образование?

На территории Республики Беларусь общие положения о специальном образовании, об интегрированном обучении детей закреплены в Кодексе Республики Беларусь  об образовании.Специальное образование направлено на подготовку лиц с особенностями психофизического развития к трудовой деятельности, семейной жизни, их социализацию и интеграцию в общество. 

При организации интегрированного обучения и воспитания образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью осуществляется в специальных группах, группах интегрированного обучения и воспитания.

Группа интегрированного обучения и воспитания – группа, в которой получают образование лица с особенностями психофизического развития и лица, не относящиеся к лицам с особенностями психофизического развития.

На международном уровне правовая база, обеспечивающая возможность всесторонней реализации и внедрения проектов в области инклюзивного образования (в том числе, и дошкольное образование), опирается на Конвенцию о правах ребёнка и на Протокол №1 Европейской конвенции о защите прав и свобод человека. Основные принципы, на которых основывается дошкольное образование инклюзивного характера во всём мире, закреплены в Саламанской декларации от 1994 года. Практически во всех крупных городах Республики Беларусь имеются образовательные учреждения инклюзивной направленности.

Как влияет инклюзивное дошкольное образование на результаты обучения и социальную интеграцию детей?

Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с особыми потребностями необходимо, в первую очередь, для того, чтобы решить проблемы с социальной адаптацией последних. В детском сообществе воспитывается толерантность и равноправное отношение к детям-инвалидам. В ситуации, когда инклюзивным становится именно дошкольное образование, этот путь наиболее эффективен, ведь дети дошкольного возраста не имеют опасных предубеждений насчёт сверстников, которые волею судьбы являются не такими, как все.  

Имеет ли инклюзивное дошкольное образование негативные последствия для обеих сторон?

Многие родители переживают из-за того, что педагог или воспитатель будет уделять здоровым детям недостаточно внимания по причине того, что ему постоянно придётся тратить своё драгоценное время на особых детей. Однако в обыкновенную группу включают не более 2-3 детей с особыми потребностями, и педагог уделяет им столько же внимания, сколько и здоровым детям. Если речь идёт о детях-инвалидах с полной сохранностью интеллекта, то они, как правило, не имеют совершенно никаких дополнительных потребностей, которые бы вынуждали педагога задерживать всю остальную группу детей в процессе обучения. Для детей с ограниченными потребностями дошкольное образование, полученное на общих основаниях – это реальный шанс избавиться от многих трудностей социально-психологического характера, с которым вынуждено сталкиваться большинство детей-инвалидов.

Что необходимо для того, чтобы ребёнка с особыми потребностями приняли в учреждение образования ?

Родителям особенного ребёнка достаточно предоставить заявление, медицинскую справку о состоянии здоровья, заключение медико-педагогической комиссии и направление в учреждение дошкольного образования.

свернуть
Меню раздела