Питание в детском саду

Рекомендованные блюда для дошкольников

 Рациональное питание – важный фактор, обеспечивающий жизнь, здоровье и гармоническое развитие ребенка. Процессы роста и развития могут быть обеспечены при получении детьми пищи в соответствии с их возрастными потребностями. Рациональное питание оказывает благоприятное влияние на физическое развитие и повышает сопротивляемость организма к заболеваниям.

     Важным компонентом питания являются – белки. При недостатке белка происходит отставание массы и роста ребенка, задержка развития, снижается устойчивость к инфекциям, повышается восприимчивость к респираторным заболеваниям.

     Полноценными белками животного происхождения богаты: мясо, яйца, молоко, сыр, творог. Из растительных продуктов: пшеница, бобовые, крупы, картофель.

     Жиры – необходимый источник энергии, способствует выработке иммунитета, всасыванию витаминов. Содержатся в подсолнечном, оливковом масле. Растительные жиры должны быть включены в рацион питания.

     Углеводы – источник энергии, способствует утилизации организмом белков и жиров, входят в состав клеток и тканей. Содержатся в сахаре, меде, ягодах, фруктах, крупах, овощах.

    Организму так же необходимы витамины D, А, В, С и др.

    На втором году жизни детей меню должно быть разнообразным. Крупы давать в виде каши, запеканок, оладий; овощи вареные и тушеные; нарезанные, мясные и рыбные блюда в виде котлет, фрикаделек; в возрасте 2-3 лет мясо можно давать нарезанное кусочками. Набор продуктов должен быть разнообразным. Суточное количество молока – 500 мл.

   В рацион детей следует включать кур, печень, говядину. Рыба любая – освобождается от костей. Сельдь в виде паштета, форшмака. В детском питании употреблять овощи, фрукты, ягоды. Включать огородную зелень (лук, укроп, шпинат, щавель, салат).

Углеводов должны получать в 4 раза больше, чем жиров и белков.

   Режим питания трехразовый. При кормлении все внимание сосредоточить на еде. Блюда должны быть свеже приготовленными, вкусными, из доброкачественных продуктов.

   Прием пищи является воспитательным моментом, у детей воспитываются культурно - гигиенические навыки. Питание, как и все методы педагогического воспитания, требуют особого подхода к каждому ребенку.

Не рекомендуется детям:

-                        мясо жирных сортов (свинина, баранина, мясо утки, гуся);

-                        консервированные продукты;

-                        употреблять без термической обработки колбасы, творог, сметаны;

-                        газированные напитки, майонез, горчица, хрен, кулинарные жиры.

-                        Чипсы, жевательная резинка, "кириешки".

свернуть

Рекомендации по составлению меню дома для дошкольников

Развитие детского организма осуществляется стремительно, поэтому питание дошкольника должно в полной мере покрывать ту энергию, которая расходуется на двигательную активность. Но при этом меню дошкольника должно быть сбалансированным, так как переедание или же употребление не слишком полезных продуктов пользы для здоровья не принесут.

Правильное питание дошкольника целиком и полностью зависит от родителей. Прежде всего необходимо знать и помнить, что питание ребенка дошкольного возраста должно заметно отличаться от рациона родителей.

Нежелательна термическая обработка продуктов путем жарения, лучше готовить блюда на пару или запекать.

Ежедневное меню дошкольника не должно содержать блю­да, сходные по своему составу. Например, если на завтрак пред­лагается каша, то на ужин лучше дать овощное блюдо.

Если  ребенок посещает учреждение дошкольного образования, где получает четыре раза в день необходимое по возрасту питание, то домаш­ний рацион должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. С этой целью родители, ознакомившись с меню, дома долж­ны дать малышу именно те продукты и блюда, которые он недополучил днем.

Завтрак до детского сада лучше исключить, иначе ребенок бу­дет плохо завтракать в группе. В крайнем случае можно напоить его кефиром или дать яблоко. В выходные и праздничные дни лучше придерживаться меню дошкольного учреждения.

Какие продукты должны ежедневно входить в меню дошкольника:

Порция овощей, порция фруктов,150 грамм мяса или рыбы, углеводы (желательно зерновые), 300-400 гр. любых молочных продуктов, немного животных жиров в виде сливочного масла или сметаны.

Раз в несколько дней в рацион должны входить творог и яйца.

Что нужно учитывать, составляя примерное меню дошкольника:

  • В течение дня не рекомендуется кушать продукты сходные по составу, например сочетание макарон и крупы не приемлемо, также как и рыба с мясом.
  • Что в рационе ребенка – дошкольника: теплая и горячая пища не менее ¾ всего дневного рациона. И, конечно, основа – мясо, рыба, молочные продукты, макароны, крупы, хлеб, овощи и фрукты.
  • Белок. Организм растет, и только белок является строительным материалом. Источником легкоусваиваемого белка является мясо, лучше, если это будет телятина, мясо кур и индейки. Рыбу предпочтительно взять нежирную: судак, хек, минтай, горбушу, треску.
  • Не угощайте ребенка деликатесами – икрой, копченостями. Можно получить раздражение нежной слизистой оболочки желудка, а пользы 0%.
  • Можете прибегать и к жарению при приготовлении еды для ребенка, но сильно не зажаривайте. А всё-таки лучше готовьте на пару котлетки и тефтельки или в соусе.
  • Не забывайте, что каждый день рацион питания ребенка должен состоять из молочных продуктов. Это могут быть кисломолочные – кефир, йогурт, ряженка, творог не более 5% жирности, молоко. Добавляйте молочные продукты в десерты, запеканки, каши, на бутерброды.
  • Ежедневно кормим ребенка овощами, фруктами и соками. В сутки дошкольник должен получать 250 г овощей, до 200 г картофеля, фруктов и ягод по сезону до 250 г. Витамины Ваш ребенок может получить только из свежих овощей-фруктов. Какие овощи? Пусть это будет капуста, огурцы, помидоры, редиска, салат, зелень укропа и петрушки. Соки и нектары тоже давайте каждый день. Если не поучается давать свежий сок, покупайте соки, предназначенные для детского питания.
  • Хлеб выбирайте правильный, из цельных зерен, ржаной, а макароны, сделанные из муки твердых сортов пшеницы
  • Сливочное масло не более 20 г в день и растительное масло (10 г), конечно, используем, лучше в уже готовые блюда. Не давайте жирную пищу ребенку вечером. К ночи активность работы желудка сильно снижается у ребенка, и если пища не успеет перевариться до сна, то получите не только проблемы с пищеварением, но и с крепким сном!
  • Основные продукты для ежедневно питания были перечислены, а вот такие, как твердый сыр, сметана, яйца, рыба – не для ежедневного приема, 1 раз в 2- дня.
  • Чистую питьевую воду ребенок может пить, сколько хочет, а вот сладкие напитки нужно контролировать и ограничивать, а особенно это касается магазинных напитков.
  • В этом возрасте норма сахара – 50 г в день. В сладкой газированной воде это превышение в 7 раз! Задумайтесь, прежде чем покупать такой напиток.
  • В качестве сладостей рекомендуется пастила, зефир, мармелад, мед, джем, варенье.
  • Общая калорийность пищи примерно 1800 ккал, а по весу в день ребенок должен съедать около 1,5 кг пищи.

Примерное меню дошкольника

Маленьким детям следует готовить пищу так, чтобы она была безопасна для них. Малыш может подавиться куском мяса, поэтому его лучше готовить, предварительно нарубив или размолов в фарш.

Овощи можно отварить и измельчить, приготовить из них запеканку, котлеты или оладьи. Из рыбы при готовке нужно тщательно выбрать все кости, чтобы малыш не подавился.

А что делать, если ребенок не желает есть какие-то продукты? Для начала попробуйте выяснить, почему он не хочет их есть. Перед тем, как предложить еду малышу, попробуйте ее сами. Возможно, она просто не кажется ему вкусной. Поинтересуйтесь, почему не хочет, попробуйте сами. Вы же тоже не все едите.

Измените рецептуру, добавьте в продукт чего-нибудь еще, или, наоборот, добавьте его в какое-нибудь другое блюдо. Не заставляйте ребенка есть уговорами и тем более угрозами − этим можно добиться только полного отвращения.

  • Завтрак

Питание дошкольника утром должно включать в себя горячий напиток (чай, кофейный напиток с молоком, какао) с бутербродами, сырниками, а  также прекрасным вариантом будет яичный омлет, готовить его не долго.

  • Обед 

В обед обязательно кормите малыша супом. Первые и мясные блюда считаются хорошим стимулятором работы желудка, они пробуждают аппетит и улучшают процесс пищеварения.

Детские супы разнообразны по составу, могут готовиться на бульоне или без такового. Многие дети с удовольствием едят молочный суп.

На второе подается мясное или рыбное блюдо, раз в неделю полезно давать субпродукты, с гарниром. Последний предпочтительнее овощной.

  • Полдник

Здесь всё очень просто: стакан напитка с печеньем, булочкой, фруктом.

  • Ужин

Ужин ребенка не должен быть чересчур плотным, иначе у него будет беспокойный сон. На ужин подойдет салат из фруктов или овощей, второе блюдо, не дублирующее то, что ребенок получал на обед, стакан молочного напитка.

Нежелательные продукты в рационе дошкольника

  • Копченые колбасы, консервы, жирные сорта мяса
  • Некоторые специи: перец, горчица и другие острые приправы
  • Любые газированные напитки

Несколько слов об аппетите

Большое значение для улучшения аппетита ребенка имеет спокойное и терпеливое отношение взрослых к процессу кормления детей, хорошие вкусовые качества и разнообразие блюд, красивая сервировка стола.

Режим питания дошкольника

Режим питания так же важен для ребёнка, как и режим дня. В день детей нужно кормить не менее четырех раз, причем трижды обязательно включать в меню горячее блюдо. Перерывы между трапезами больше 4 часов могут привести даже к снижению памяти и работоспособности, в то время как слишком частые перекусы портят аппетит и ухудшают усвояемость пищевых веществ.

Лучший способ "нагнать" аппетит у здорового ребенка - это активные виды деятельности и прогулки на свежем воздухе. Ведь пища - это источник энергии, и если она не тратиться, то у малыша нет желания есть. Кроме того, следует избегать перекусов между основными приемами пищи (особенно сладких). Если время еды еще не пришло, а ребенок просит что-нибудь съесть, дайте ему яблоко, апельсин и другие фрукты,  содержащие витамин С. Малыш утолит голод, но при этом витамин С усиливает аппетит, и, когда вы позовете всех к столу, ребёнок  будет есть с удовольствием. А вот сладкие десерты лучше давать после еды, так они не перебьют аппетита.

Рекомендуемое время приема пищи для детей 4-6 лет следующее:

1) Завтрак с 8 до 9 часов;

2) Обед с 12 до 13 часов;

3) Полдник с 16 до 16-30 часов;

4) Ужин с 19 до 20 часов.

свернуть

Что такое пищевая ценность продуктов?

Пища – это необходимая потребность организма, и обязательное условие существования человека.

    Все процессы, протекающие внутри человеческого организма – носят ритмичный характер. Режим питания важен в любом возрасте, особенно велико его значение для детей и подростков.

        Питание должно быть разнообразным, это служит основой его сбалансированности. Важно формировать у ребенка разнообразный вкусовой кругозор.

  • В рацион ребёнка необходимо включать все группы продуктов – мясные,молочные, рыбные, растительные;
  • Еда ребёнка должна быть разнообразной как в течение дня, так и в течение недели. Надо помочь ребёнку “распробовать” вкус разных блюд. Проявите фантазию, боритесь с возникновением у ребёнка консервативностью к еде. Учитывайте индивидуальные особенности ребёнка, возможную непереносимость продуктов.                                                

 

ПРАВИЛА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ:

Ребенок должен есть разнообразные пищевые продукты. Ежедневный рацион ребенка должен содержать около 15 наименований разных продуктов питания. В течение недели рацион питания должен включать не менее 30 наименований разных продуктов питания.

Каждый день в рационе питания ребенка должны присутствовать следующие продукты: мясо, сливочное масло, молоко, хлеб, крупы, свежие овощи и фрукты. Ряд продуктов: рыба, яйца, сметана, творог и другие кисломолочные продукты, сыр - не обязательно должны входить в рацион питания каждый день, но в течение недели должны присутствовать 2-3 раза обязательно.

Ребенок должен питаться не менее 4 раз в день. 7.30- 8.00 завтрак (дома, перед уходом в школу) 10.30- 11.30 горячий завтрак в школе 14.00- 15.00 обед в школе или дома 19.00- 19.30 ужин (дома)

Следует употреблять йодированную соль.

В межсезонье (осень- зима, зима- весна) ребенок должен получать витаминно- минеральные комплексы, рекомендованные для детей соответствующего возраста.

Для обогащения рационно питания школьника витамином «С» рекомендуем ежедневный прием отвара шиповника.

Прием пищи должен проходить в спокойной обстановке.

Если у ребенка имеет место дефицит или избыток массы тела, необходима консультация врача для корректировки рациона питания.

Рацион питания школьника, занимающегося спортом, должен быть скорректирован с учетом объема физической нагрузки.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ  РОДИТЕЛЯМ

ПО ПИТАНИЮ ДЕТЕЙ  В ВЫХОДНЫЕ ДНИ

         Одним из главных решений многих проблем, препятствующих гармоничному развитию организма ребенка, является правильная организация питания.

         Важным условием является строгий режим питания, который предусматривает не менее 4 приемов пищи. Причем 3 из них должны обязательно включать горячее блюдо. При этом на долю завтрака приходится приблизительно 25% суточной калорийности, на долю обеда 40%, полдника - 15%, ужина - 20%.

           Чтобы обеспечить разнообразие блюд и правильное их чередование, меню желательно составлять сразу на несколько дней вперед, еще лучше - на целую неделю. Если молоко и молочные продукты должны входить в рацион питания ребенка ежедневно, то на завтрак, обед и ужин первые и вторые блюда желательно повторять не чаще, чем через 2-3 дня. Это также позволяет поддержать у ребёнка хороший аппетит. Следует избегать одностороннего питания - преимущественно мучного и молочного: у ребенка может возникнуть витаминная недостаточность даже в летне-осенний период.

        Полдник и ужин должны быть легкими. Это могут быть овощные, фруктовые, молочные, крупяные блюда. Но если у ребенка снижен аппетит, можно увеличить во время ужина не количество конкретного блюда, а его калорийность: пусть ужин будет более плотным, чем обед. Таким образом, можно помочь развивающемуся организму справиться с возрастающими энерго затратами.

        На завтрак хорош горячий напиток (кипяченое молоко, чай), которому предшествует любое горячее блюдо (например, омлет), не очень объемное и не требующее длительного времени на приготовление.

          Во время обеда обязательно накормить ребенка супом или борщом. Ведь первые блюда на основе овощных или мясных бульонов являются сильными стимуляторами работы рецепторов желудка. Это способствует повышению аппетита и улучшению процесса пищеварения.

        Детям очень полезны свежие овощи, фрукты, ягоды. Ребёнок дошкольного возраста может потреблять их сырыми или в виде приготовленных на их основе блюд. Салаты лучше предложить перед первыми и вторыми блюдами, так как они способствуют интенсивной выработке пищеварительных соков и улучшают аппетит. Если вы дадите салат и на завтрак, и на обед, и на ужин (пусть даже понемногу), будет особенно хорошо. Свежие фрукты идеально подходят для полдника. А вот в промежутках между едой их лучше ребенку не предлагать, особенно сладкие.

            Яйца полезны для дошколят. Ведь в них содержится много витаминов A и D, фосфора, кальция, железа. В сыром виде давать яйца не следует, поскольку существует вероятность заражения сальмонеллезом.

          У   шестилетнего   ребенка   электролитный   обмен  еще  неустойчив, поэтому излишнее поступление воды в его организм может создать дополнительную нагрузку на сердце и почки. Суточная потребность дошкольника в воде составляет в среднем 60 мл на 1 кг веса. Некоторые дети в жаркие летние дни очень много пьют. Но чтобы утолить жажду, не обязательно употреблять много жидкости. Важно научить малыша пить понемногу и маленькими глоточками. Можно просто ограничиться полосканием рта холодной водой.

     Пищу дошкольникам уже не нужно готовить на пару и сильно измельчать. Можно готовить жареные блюда, хотя особенно увлекаться этим не следует, так как есть с опасность возникновения при обжаривании продуктов окисления жиров, которые раздражают слизистые, вызывают изжогу и боль в животе. Поэтому лучше всего тушить и запекать блюда в духовом шкафу.

 Не рекомендуется!

   Некоторые продукты крайне нежелательны в рационе дошкольника. Не рекомендуются: копченые колбасы, консервы, жирные сорта мяса, некоторые специи: перец, горчица и другие острые приправы. Для улучшения вкусовых качеств лучше положить в пищу петрушку, укроп, сельдерей, зеленый или репчатый лук, чеснок. Последние, кроме того, обладают и способностью сдерживать рост болезнетворных микробов. Вкус пищи можно значительно улучшить, если использовать некоторые кислые соки (лимонный, клюквенный), а также сухофрукты.

 

      Чтобы разнообразить питание детей в выходные дни, нужно следить за меню учреждения дошкольного образования на протяжении недели и дома готовить другие блюда.

     Принимая во внимание, то,  что в выходные дети старше трех лет больше бывают  на воздухе, занимаются активными играми, спортом, в меню для них больше включается мясо,  рыба, масло сливочное, сыр и другие продукты.

       Из овощных блюд по картотеке выбирают блюда, которые в течение недели в меню учреждения не  включались. Для выполнения нормы белка дают  творожное блюдо.  Белки из натурального творога усваиваются лучше, однако, если нет уверенности, что творог приготовлен из пастеризованного молока, его используют  только в изделиях после термической обработки (вареники, сырники, и т.д.). Хлеб нужно давать пшеничный и ржаной.

      На завтрак   детям  можно приготовить молочную кашу, яйца,  омлет с тушеным шпинатом. Дополняют  завтрак молоком или кисломолочными продуктами.

 

 Что поможет укрепить иммунитет?

   ОКАЗЫВАЕТСЯ…

   …У большинства школьников в холодное время года наблюдается нехватка трех и более витаминов. Дефицит витаминов группы В наблюдается у половины детей, аскорбиновой кислоты- у каждого третьего ребенка, D- у каждого пятого. Только 5% родителей регулярно дают детям витаминные препараты. Однако ученикам старших и младших классов нужны разные витамины. С помощью иммунной системы наш организм борется с вирусами и микробами. Важно сохранить свои защитные силы в полной боевой готовности! Большую роль в укреплении организма играют занятия спортом, закаливание, и правильное питание!!! Вот хит-парад самых полезных для иммунитета продуктов:

  1. Свежие овощи и фрукты.
  2. Растительные масла, рыба жирных сортов.
  3. Мясо.
  4. Молочные и кисломолочные продукты.
  5. Чай.
  6. Холодец, бульоны, желе, морепродукты.

   СВЕЖИЕ ОВОЩИ И ФРУКТЫ

   Они богаты витаминами А, С и Е. Витамина С, защищающего нас от вирусов и инфекций, много в цитрусовых, ягодах и фруктах, овощах и зелени. Витамином А богаты сладкий перец, морковь, помидоры, ягоды шиповника. Витамин Е следует искать в орехах и семечках, свекле, шпинате и листьях салата. Очень полезен репчатый лук (содержит кверцетин), помидоры (содержат ликопен), грецкие орехи (содержат эллаговую кислоту)

    МЯСО

   Дефицит белковой пищи вредно отражается на состоянии иммунитета, поэтому в сезон простуд неразумно полностью отказываться от мяса. Но мясо должно быть постным, с минимальным содержанием жира. Именно в таких сортах содержится много цинка, который защищает человека от различных инфекций, вырабатывая в организме белые кровяные клетки, борющиеся с вредными микробами и вирусами. Цинк с пищей можно получить также из морепродуктов, тыквенных семян и грибов.

 МОЛОЧНЫЕ И КИСЛО-МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ

   Обогащенные живыми лакто- и бифидобактериями. Их еще называют пробиотиками. Помимо кефира и йогуртов к числу пробиотиков можно отнести такие природные антисептики, как лук, чеснок, артишоки и бананы.

РАСТИТЕЛЬНЫЕ МАСЛА, РЫБА ЖИРНЫХ СОРТОВ

   В этих продуктах содержатся уникальные омега-3 жирные кислоты, защищающие от множества заболеваний. ЧАЙ Одна чашка черного или зеленого чая в день - отличная профилактика простуд. В чае антиоксидантов даже больше, чем в овощах и фруктах.

ХОЛОДЕЦ, БУЛЬОН, ЖЕЛЕ И ВСЕ ЖЕЛЕОБРАЗУЮЩИЕ ПРОДУКТЫ, А ТАКЖЕ МОРЕПРОДУКТЫ

   Все они содержат мукополисахариды – вещества, которые входят в состав межклеточного вещества. Они очень важны для укрепления суставов, костей, сердечно-сосудистой системы, а также для нормального функционирования иммунной системы.

свернуть

Диетическое питание в детском саду

Детский организм отличается от взрослого более интенсивным обменом веществ. Питание оказывает существенное влияние на развитие мозга и интеллект ребенка, на функциональное состояние центральной нервной системы, на процессы роста и развития юного организма, повышает устойчивость организма к различным заболеваниям. Чтобы полноценно развиваться, в течение дня ребенок должен получать необходимый для этого минимум пищевых и минеральных веществ. Если учесть, что большую часть времени дети проводят в организованных коллективах, то и полноценно питаться они должны здесь же.

В Республике Беларусь сегодня уделяют большое внимание вопросам жизни и здоровья детей и подростков. В настоящее время сложилась определенная система организации питания в учреждениях образования, которая определяет следующие задачи:

- обеспечение детей полноценным качественным горячим питанием;

- формирование культуры питания и навыков самообслуживания;

- отслеживание калорийности и сбалансированности питания;

- развитие здоровых привычек и формирование потребности в здоровом образе жизни.

Для решения этих задач учреждениями образования задействован целый ряд сотрудников. Прежде всего, это работники столовой. На их ответственности находится вопрос приготовления вкусной и полезной пищи.

Для контроля пищеблока созданы две комиссии, работающие каждая по своему плану и выполняющие разные функции. Прежде всего, это бракеражная комиссия. В ее обязанности входит контроль за закладкой сырой продукции и выходом готовых блюд, за условиями хранения полученных продуктов, их реализации согласно срокам. Также советы по питанию, одним из членов данного совета в обязательном порядке являются родители обучающихся. В задачи данной комиссии входит пропаганда здорового образа жизни, работа технологического оборудования и его исправность, и многие другие вопросы. Проводятся совещания по питанию, где обсуждаются проблемы, выявленные нарушения и другие вопросы организации питания.

Важным является вопрос и организации питьевого режима. В свободном доступе для детей всегда должна находиться  кипяченая вода. 

Каждая мама, у ребенка которой отмечается аллергическая реакция на определенные продукты питания, волнуется, сможет ли ее чадо нормально питаться в садике. Меню для таких детей корректируется с учетом рекомендаций врача.

При поступлении в учреждение образования каждый ребенок представляет медицинскую справку о состоянии здоровья, в которой педиатром отмечена необходимая диета либо корректировка в питании. Медицинским работником учреждения выполняется выписка из справок и составляются списки детей, нуждающихся в диетическом (лечебном) питании, которые направляются на пищеблок. В последующем дети получают индивидуально скорректированное питание.

В образовательных учреждениях города  среди детей, нуждающихся в диетпитании, чаще встречается безаллергенная диета, диета № 9 (при сахарном диабете), диета №5 (заболевания печени и желчных путей), диета № 7 (нефриты).

Среди детей встречаются и те, кому необходимо лечебное питание. Существует ряд заболеваний, при которых диета является основным способом лечения.

Синдром мальабсорбции — синдром нарушенного кишечного всасывания, обусловленный нарушением всасывания через слизистую оболочку тонкого кишечника одного или нескольких питательных веществ. Лечение в каждом случае должно быть строго этиологическим. Так, при непереносимости сахарозы из пищи исключают продукты, содержащие сахарозу, крахмал (сахар, картофель, манная крупа), а также изделия из муки. При непереносимости лактозы в легких случаях ограничиваются уменьшением количества даваемого молока и ранним введением сахарозы и крахмала.

Фенилкетонурия (ФКУ) — генетическое заболевание, характеризующееся нарушениями обмена фенилаланина. Основа диеты при ФКУ — назначение рационов питания с низким содержанием фенилаланина, источником которого является белковая пища. Из рациона питания при ФКУ исключают продукты животного происхождения с высоким содержанием белка (мясо, птица, рыба, молочные продукты и т. д.).

Целиакия - заболевание, нарушение пищеварения, вызванное повреждением ворсинок тонкой кишки некоторыми пищевыми продуктами, содержащими определённые белки — глютен (клейковина) и близкими к нему белками злаков (авенингордеин и др.) — в таких злаках, как пшеницарожьячмень и овёсВ лечении решающим является установление соответствующей диеты.

Атопический дерматит – это болезнь кожи, встречающаяся у людей разных возрастов. Заболевание носит аллергический характер и проявляется в виде зуда, покраснения, шелушения или сыпи на коже. Соблюдение диеты — один из основных способов при лечении и профилактики кожного дерматита. Людям, страдающим таким заболеванием следует исключить следующие продукты: молочные продукты и куриные яйца; овощи, ягоды и фрукты красной и оранжевой окраски; жирные сорта рыбы и мяса; копчености, соленья, острые и жареные блюда; специи, приправы, соусы; сладости, мед, шоколад, орехи. Необходимо сократить потребление соли и сахара.

Очень важно привить культуру питания детей с раннего возраста. Сохранить здоровье подрастающего поколения в процессе получения дошкольного – это важнейшая задача, от которой зависит будущее нации.

свернуть

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИЕТИЧЕСКОГО ПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дошкольные учреждения часто посещают дети, требующие индивидуальной коррекции рационов питания.

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ. Лечебное, или диетическое питание – это патогенетически обоснованное питание детей при острых и хронических заболеваниях на всех этапах, от обострения до ремиссии включительно.

Основными принципами  диетического питания являются:

  • полное обеспечение организма белками, жирами, углеводами, а также незаменимыми факторами питания (незаменимые аминокислоты, полиненасыщенные жирные кислоты, витамины, микроэлементы) в разных соотношениях;
  • соответствие химической структуры пищевых продуктов функциональному состоянию ферментных систем организма пациента;
  • щажение поврежденных болезнью ферментных систем организма пациента путем введения или, напротив, исключения каких-либо специфических факторов питания;
  • адаптация кратности приема пищи и ее кулинарной обработки к особенностям нарушения функции системы пищеварения;
  • последовательный переход от щадящих рационов питания к более расширенным;
  • сочетание в необходимых случаях различных способов введения пищи (питательных веществ).

Таким образом, целью диетического питания является не только жащение и предоставление относительного покоя поврежденным болезнью органам и системам, но и восстановление их нормального функционирования.

Основным принципом построения рационов диетического питания (лечебных диет) является строгое соответствие количества и качества пищевых веществ принятой пищи действительным потребностям больного организма.

Для этого в формулу сбалансированного питания здорового человека вносятся те или иные изменения, обусловленные характером заболевания.

В соответствии с действующими техническими нормативно-правовыми актами прием воспитанников в дошкольное учреждение должен осуществляться по предоставлению справки о состоянии здоровья ребенка (форма 1 здр/у-06), выданной в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Данная справка помимо сведений о состоянии здоровья ребенка содержит рекомендации врача по режиму питания, аллергологический анамнез, иные рекомендации. Коррекция рациона питания таких детей производится в соответствии с рекомендациями врача, о том какие продукты не переносит данный ребенок и какими продуктами их следует заменять. В учреждении дошкольного образования медицинским работником составляется список детей, находящихся на индивидуальном питании (диете), в соответствии с рекомендациями врача. Список находится у медицинской сестры, на пищеблоке и в групповой ячейке.

При составлении дневного рациона для детей, получающих индивидуальное питание, допускается отклонение от установленных Норм питания по отдельным пищевым продуктам с учетом их замены в соответствии с рекомендациями врача дошкольного учреждения (врача-педиатра участкового, врача общей практики).

свернуть

Организация питания в учреждении дошкольного образования

Организация питания воспитанников в учреждениях дошкольного образования осуществляется на основе морфологических и функциональных особенностей их организма.

При организации питания обучающихся в учреждениях образования необходимо обеспечить:

1. Соответствие энергетической ценности суточных рационов питания энергозатратам обучающихся учреждений образования;

2. Сбалансированность по пищевым веществам, включая белки (в том числе белки животного происхождения), жиры (в том числе жиры растительного происхождения) витамины, минеральные вещества;

3. Максимальное разнообразие рациона питания по пищевым продуктам;

4. Оптимальный режим питания;

5. Сохранение высоких вкусовых качеств и исходной пищевой ценности продуктов питания в процессе технологической кулинарной обработки;

6. Лечебное (диетическое) питание для нуждающихся обучающихся в соответствии с рекомендациями специалистов органов и учреждений здравоохранения;

7. Соответствие продовольственного сырья и пищевых продуктов, установленным требованиям к их качеству и безопасности согласно техническим нормативным правовым актам;

8. Качество и безопасность предоставляемого питания, соблюдение требований санитарных норм и правил, предъявляемых к состоянию объектов общественного питания, транспортировке, хранению продовольственного сырья и пищевых продуктов, приготовлению и раздаче блюд и организацию их потребления.

Питание в учреждениях образования организуется на основе примерных двухнедельных рационов, разрабатываемых с учетом физиологических потребностей в основных пищевых веществах и энергии, утвержденных норм питания, дифференцированных по возрасту обучающихся, с учетом сезонности (лето-осень, зима-весна), разнообразия и сочетания пищевых продуктов, способов их кулинарной обработки.

Большинство детей посещают детский сад, где получают четыре раза в день необходимое по возрасту питание. Поэтому домашний рацион должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. С этой целью в детском саду вывешивают  ежедневное меню, чтобы родители могли с ним ознакомиться. Дома важно дать малышу именно те продукты и блюда, которые он недополучил днем.

Завтрак до детского сада лучше исключить, иначе ребёнок будет плохо завтракать в группе. В крайнем случае можно напоить его кефиром или дать яблоко. В выходные и праздничные дни лучше придерживаться меню детского сада, используя наши рекомендации.

свернуть

Как правильно организовать питание детей дошкольного возраста дома?

Развитие детского организма осуществляется стремительно, поэтому питание детей должно в полной мере покрывать ту энергию, которая расходуется на двигательную активность. Но при этом меню ребёнка должно быть сбалансированным, так как переедание или же употребление не слишком полезных продуктов пользы для здоровья не принесут.

Правильное питание детей целиком и полностью зависит от родителей. Прежде всего необходимо знать и помнить, что питание ребенка дошкольного возраста должно заметно отличаться от рациона родителей.

Нежелательна термическая обработка продуктов путем жарения, лучше готовить блюда на пару, варить или запекать.

Ежедневное меню детей не должно содержать блюда, сходные по своему составу. Например, если на завтрак предлагается каша, то на ужин лучше дать овощное блюдо.

Если ребенок посещает учреждение дошкольного образования, где получает три-четыре раза в день необходимое по возрасту питание, то домашний рацион должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. С этой целью родители, ознакомившись с меню в саду, дома должны дать малышу именно те продукты и блюда, которые он недополучил днем.

Завтрак до детского сада лучше исключить, иначе ребенок будет плохо завтракать в группе. В крайнем случае можно дать ему яблоко. В выходные и праздничные дни лучше придерживаться меню учреждения дошкольного образования.

Какие продукты должны ежедневно входить в меню детей дошкольного возраста:

Порция овощей, порция фруктов, 150 грамм мяса или рыбы, углеводы (желательно зерновые), 300-400 гр. любых молочных продуктов, немного животных жиров в виде сливочного масла или сметаны.

Раз в несколько дней в рацион должны входить творог и яйца.

Что нужно учитывать, составляя примерное меню детей:

  • В течение дня не рекомендуется кушать продукты сходные по составу, например, сочетание макарон и крупы не приемлемо, также как и рыба с мясом.
  • Что в рационе ребенка должно быть: теплая и горячая пища не менее ¾ всего дневного рациона. И, конечно, основа – мясо, рыба, молочные продукты, макароны, крупы, хлеб, овощи и фрукты.
  • Белок. Организм растет, и только белок является строительным материалом. Источником легкоусваиваемого белка является мясо, лучше, если это будет телятина, мясо кур и индейки. Рыбу предпочтительно взять нежирную: судак, хек, минтай, горбушу, треску.
  • Не угощайте ребенка деликатесами – икрой, копченостями. Можно получить раздражение нежной слизистой оболочки желудка, а пользы 0%.
  • Можете прибегать и к жарению при приготовлении еды для ребенка, но сильно не зажаривайте и затем потушите в подливе. А всё-таки лучше готовьте на пару котлетки и тефтельки или в соусе.
  • Не забывайте, что каждый день рацион питания ребенка должен состоять из молочных продуктов. Это могут быть кисломолочные – кефир, йогурт, ряженка, творог не более 5% жирности, молоко. Добавляйте молочные продукты в десерты, запеканки, каши, на бутерброды.
  • Ежедневно нужно кормить ребенка овощами, фруктами и соками. В сутки дети должны получать 250 г овощей, до 200 г картофеля, фруктов и ягод по сезону до 250 г. Витамины ваш ребенок может получить только из свежих овощей-фруктов. Какие овощи? Пусть это будет капуста, огурцы, помидоры, редис, салат, зелень укропа и петрушки. Соки и нектары тоже давайте каждый день. Если не получается давать свежий сок, покупайте соки, предназначенные для детского питания.
  • Хлеб выбирайте правильный, из цельных зерен, ржаной, а макароны, сделанные из муки твердых сортов пшеницы
  • Сливочное масло не более 20 г в день и растительное масло (10 г), конечно, используем, лучше в уже готовые блюда. Не давайте жирную пищу ребенку вечером. К ночи активность работы желудка сильно снижается у ребенка, и если пища не успеет перевариться до сна, то получите не только проблемы с пищеварением, но и с крепким сном!
  • Основные продукты для ежедневно питания были перечислены, а вот такие, как твердый сыр, сметана, яйца, рыба – не для ежедневного приема, 1 раз в 2- дня.
  • Чистую питьевую воду ребенок может пить, сколько хочет, а вот сладкие напитки нужно контролировать и ограничивать, а особенно это касается магазинных напитков.
  • В этом возрасте норма сахара – 50 г в день. В сладкой газированной воде это превышение в 7 раз! Задумайтесь, прежде чем покупать такой напиток.
  • В качестве сладостей рекомендуется пастила, зефир, мармелад, мед, джем, варенье.
  • Общая калорийность пищи примерно 1800 ккал, а по весу в день ребенок должен съедать около 1,5 кг пищи.

Примерное меню детей дошкольного возраста дома

Маленьким детям следует готовить пищу так, чтобы она была безопасна для них. Малыш может подавиться куском мяса, поэтому его лучше готовить, предварительно нарубив или размолов в фарш. Овощи можно отварить и измельчить, приготовить из них запеканку, котлеты или оладьи. Из рыбы при готовке нужно тщательно выбрать все кости, чтобы малыш не подавился.

А что делать, если ребенок не желает есть какие-то продукты? Для начала попробуйте выяснить, почему он не хочет их есть. Перед тем, как предложить еду малышу, попробуйте ее сами. Возможно, она просто не кажется ему вкусной. Поинтересуйтесь, почему не хочет, попробуйте сами. Вы же тоже не все едите.

Измените рецептуру, добавьте в продукт чего-нибудь еще, или, наоборот, добавьте его в какое-нибудь другое блюдо. Не заставляйте ребенка есть уговорами и тем более угрозами − этим можно добиться только полного отвращения.

Завтрак

Питание ребёнка утром должно включать в себя горячий напиток (чай, кофейный напиток с молоком, какао) с бутербродами, сырниками, а также прекрасным вариантом будет яичный омлет, молочная каши.

Обед

В обед обязательно кормите малыша супом. Первые и мясные блюда считаются хорошим стимулятором работы желудка, они пробуждают аппетит и улучшают процесс пищеварения.

Детские супы разнообразны по составу, могут готовиться на бульоне или без такового. Многие дети с удовольствием едят молочный суп.

На второе подается мясное или рыбное блюдо, раз в неделю полезно давать субпродукты, с гарниром. Последний предпочтительнее овощной.

Полдник

Здесь всё очень просто: стакан напитка, в том числе кисломолочного, с печеньем, булочкой, фруктом.

Ужин

Ужин ребенка не должен быть чересчур плотным, иначе у него будет беспокойный сон. На ужин подойдет салат из фруктов или овощей, второе блюдо, не дублирующее то, что ребенок получал на обед, стакан молочного напитка.

Нежелательные продукты в рационе детей дошкольного возраста:

  • копченые колбасы, консервы, жирные сорта мяса
  • некоторые специи: перец, горчица и другие острые приправы
  • любые газированные напитки

Несколько слов об аппетите

Большое значение для улучшения аппетита ребенка имеет спокойное и терпеливое отношение взрослых к процессу кормления детей, хорошие вкусовые качества и разнообразие блюд, красивая сервировка стола.

Режим питания детей дошкольного возраста

Режим питания так же важен для ребёнка, как и режим дня. В день детей нужно кормить не менее четырех раз, причем трижды обязательно включать в меню горячее блюдо. Перерывы между трапезами больше 4 часов могут привести даже к снижению памяти и работоспособности, в то время как слишком частые перекусы портят аппетит и ухудшают усвояемость пищевых веществ.

Лучший способ "нагнать" аппетит у здорового ребенка - это активные виды деятельности и прогулки на свежем воздухе. Ведь пища - это источник энергии, и если она не тратиться, то у малыша нет желания есть. Кроме того, следует избегать перекусов между основными приемами пищи (особенно сладких). Если время еды еще не пришло, а ребенок просит что-нибудь съесть, дайте ему яблоко, апельсин и другие фрукты, содержащие витамин С. Малыш утолит голод, но при этом витамин С усиливает аппетит, и, когда вы позовете всех к столу, ребёнок будет есть с удовольствием. А вот сладкие десерты лучше давать после еды, так они не перебьют аппетита.

свернуть

Культура питания в семье

Для того, чтобы ваш ребёнок всё знал о культуре питания, вам нужно точно знать, в каком возрасте и что можно объяснить своему ребёнку, какие умения и навыки можно закреплять и развивать дома.

Вся работа начинается от процесса формирования у ребёнка культуры поведения за столом и знакомства со столовым этикетом. Доказано на практике, что эти умения позволят ему в дальнейшей жизни чувствовать уверенно себя за столом, быть обходительным в застольном общении.

В каждой возрастной группе воспитатели стараются выработать правильное отношение к разным блюдам, учат обязательно мыть руки перед едой, правильно сидеть за столом. Ребёнок должен знать, что сидя за столом, нельзя откидываться на спинку стульчика, нельзя ставить и расставлять локти на стол. С самого раннего детства учат самостоятельно правильно применять столовые приборы за столом и не забывать, что во время еды нужно не спешить, не набивать рот, не отвлекаться и не играть столовыми приборами.

Всё обучение происходит в прямом соответствии с возрастом ребёнка. На столиках должны быть хлебница, салфетница. Старайтесь это делать и у себя дома. Ведь Ваше участие в этой работе должно быть обязательно! Дома во время завтрака демонстрируйте ребёнку правила этикета, покажите необходимость их соблюдения на практике.

Приём пищи должен начинаться с салата или овощей, затем первое блюдо и потом второе. Постарайтесь также делать и дома!

Культура питания для самых маленьких

Питание ребенка – одна из главных тем, волнующих родителей. Заботясь о правильном питании своего малыша, родителей больше беспокоят вопросы: какими полезными продуктами нужно кормить кроху и какие блюда приготовить, в то время как на задний план уходит воспитание у ребенка культуры потребления пищи. Да и сами взрослые далеко не всегда являются хорошим примером для своих малышей, часто перекусывая на бегу, на краю стола, заваленного посторонними предметами, сидя перед телевизором или компьютером. Между тем, полноценное и гармоничное развитие ребенка невозможно без формирования у него культурно-гигиенических навыков, которые включают в себя знание и соблюдение правил личной гигиены, умение вести себя за столом, следование этикету и соблюдение принципов здорового питания. Очень важно воспитывать культуру потребления пищи с раннего возраста, так как именно в детстве закладываются многие привычки, которые в дальнейшем формируют образ жизни, в том числе отношение человека к питанию и к своему здоровью.

Всему основа – гигиена

Пищевая культура неразрывно связана с гигиеной питания, никакие хорошие манеры не будут иметь значение, если при этом садиться за неубранный стол с немытыми руками. Поэтому обучение малыша культуре питания должно начинаться с соблюдения правил личной гигиены. Чем старше становится ребенок, тем активнее он взаимодействует с окружающим миром и тем чаще сталкивается с микробами и вирусами, являющимися возбудителями различных заболеваний. Незрелость многих систем делает детский организм особенно беззащитным перед неблагоприятными факторами окружающей среды. В отличие от взрослых кислотность желудочного сока у детей раннего возраста значительно ниже, относительно невысока активность пищеварительных фермен­тов, а иммунная систе­ма кишечника до конца не сформирована, поэтому бактерии, вирусы и яйца гельминтов, попавшие в организм крохи, например с грязными руками, могут беспрепятственно проникать из желудка в нижележащие отделы пищеваритель­ного тракта и, гораздо чаще чем у взрослых, вызывать различные заболевания. Поэтому очень важно, чтобы с самого раннего детства малыш усвоил следующие правила гигиены:

— нужно обязательно мыть руки с мылом перед едой (а также после посещения туалета, после любых контактов с живот­ными, с землей или песком, по возвращении с улицы домой);

— нельзя пробовать немытые овощи, фрукты и ягоды;

— нельзя кушать поднятую с пола еду.

— принимать пищу нужно только за столом. Есть на ходу, на улице, в транспорте, в магазине, прикасаясь к пище немытыми руками, негигиенично и некрасиво.

Несмотря на свою простоту, эти правила помогут сохранить здоровье ребенку и другим членам семьи и избежать многих неприятных и опасных заболеваний, таких как острые кишечные инфекции, вирусный гепатит А, заражение гельминтами и т. д.

Мытье рук перед едой должно стать для ребенка естественной и неотъемлемой частью приема пищи. Приучать малыша мыть руки перед едой нужно как можно раньше, начиная с первых «настоящих» приемов пищи. Сначала родители моют руки малышу сами, постепенно давая ему все больше самостоятельности.

Место для еды

Желательно, чтобы у ребенка было свое определенное место для еды. Наличие собственного обеденного места поможет лучше организовать кормление и сформировать у ребенка привычку принимать пищу только за столом, а также даст возможность малышу почувствовать свою значимость и ощутить себя полноценным членом семьи. Когда ребенок сидит за столом, его спина должна касаться спинки стула, локти малыша должны находиться на уровне поверхности стола, а ноги, согнутые в коленях под прямым углом, упираться в перекладину стула или стоять на полу, при этом тарелка с едой должна стоять на уровне груди малыша.  

В первую очередь ребенок должен усвоить следующие правила поведения за столом:

- кушать за столом необходимо красиво и аккуратно, чтобы не испортить аппетит и настроение окружающих;

- сидеть за столом следует ровно, не разваливаясь на стуле, не раскачиваясь;                                                                                                      - нельзя горбиться, низко наклоняться к тарелке, сидеть с поджатыми под себя ногами, ставить локти на стол (у ребенка, родители которого не уделяют должного внимания правильной позе за столом, привычка неправильно сидеть очень быстро закрепляется и в дальнейшем увеличивается риск развития различных нарушений осанки);

- во время еды нельзя спешить, отвлекаться, набивать рот слишком большим количеством пищи, разговаривать с полным ртом, чавкать. Все это не только некрасиво и неприятно для окружающих, но и нарушает процесс пережевывания пищи. Тщательное пережевывание пищи является необходимым условием хорошего пищеварения, так как процесс переваривания начинается уже в ротовой полости;

- принимая пищу нельзя играть с едой, посудой, столовыми приборами, особенно вилкой, так как можно пораниться, подавиться, опрокинуть на себя горячую пищу;

- не следует запивать пищу большим количеством жидкости (водой, соком, молоком). Такая привычка часто формируется в детстве и является вредной для пищеварения. Во-первых, напитки ослабляют действие слюны на пищу, снижая активность ее ферментов. Во-вторых, при запивании человек часто глотает, не разжевывая, что увеличивает нагрузку на желудок и кишечник. В-третьих, жидкость, поступающая в желудок вместе с пищей, снижает концентрацию желудочного сока, и в результате – пищеварение замедляется и пища хуже усваивается. Диетологи рекомендуют запивать лишь сухую пищу небольшим количеством воды.

Здоровое питание

Помимо приобретения вышеперечисленных навыков, воспитание культуры питания подразумевает формирование у ребенка правильного отношения к еде. Употребление «здоровых» продуктов, умеренность в еде, разнообразное питание должны с раннего детства стать основой для формирования пищевого поведения ребенка, чтобы впоследствии сложиться в образ жизни. Но привить ребенку эти ценности возможно, только в случае если все члены семьи придерживаются принципов здорового питания.   

свернуть

Меню выходного дня для детей дошкольного возраста (3-6 лет)

Меню выходного дня для детей раннего возраста (1-3 года)

                  

 

свернуть

Информационный сборник технологических карт блюд и изделий

Льготы при оплате за питание

С 21 января 2022 г. меняются денежные нормы расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования, утвержденные постановлением Совмина от 27.04.2013 N 317. Это предусмотрено постановлением Совмина от 17.01.2022 N 29.

В день на одного воспитанника в возрасте от 1 года до 3 лет нормы расходов составят:

 2,96 руб. при пребывании ребенка в саду в течение 10,5 часа;

Для детей в возрасте от 3 до 7 лет:

3,85 руб. при 10,5-часовом пребывании.

Плата за питание детей в детском саду взимается в размере 100 % от действующих денежных норм расходов на питание в день на одного воспитанника в зависимости от возраста детей, вида и режима работы дошкольного учреждения.

Оплата производится ежемесячно не позднее 25 числа текущего месяца.

При расчете платы за питание детей не учитываются дни, когда дети не получали питания по причине их отсутствия в дошкольном учреждении. Родители обязаны накануне письменно либо устно уведомить педагогических работников детского сада о предстоящем отсутствии ребенка.

Льготы:


Плата за питание детей в детских садах:

  • снижается на 30 % для семей с 2-мя детьми, получающими дошкольное образование (посещающими детский сад).
  • снижается на 50 % для:
      • семей с 3-мя и более детьми до 18 лет;
      • семей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения в:
          • зоне последующего отселения;
          • зоне с правом на отселение;
          • зоне проживания с периодическим радиационным контролем.
      • опекунов, приемных родителей, родителей-воспитателей детских домов семейного типа, детских деревень (городков)
  • не взимается с:
      • родителей детей-инвалидов, детей, страдающих онкологическими заболеваниями, больных туберкулезом, инфицированных вирусом иммунодефицита человека;
      • членов семей:
          • военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, погибших (умерших) при исполнении воинского или служебного долга в Афганистане или в других государствах, где велись боевые действия, а также умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период боевых действий, кроме случаев, когда гибель (смерть) наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства или самоубийства, если оно не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства;
          • военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), а также умерших в период прохождения военной службы (службы) вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, непосредственно связанных со спецификой несения военной службы (службы), кроме случаев, когда гибель (смерть) наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства или самоубийства, если оно не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства.

Для получения льготы необходимо представить следующие документы:

  • удостоверение многодетной семьи - для семей с 3-мя и более детьми до 18 лет;
  • справку о том, что гражданин является обучающимся - для семей с 2-мя детьми, посещающими детский сад;
  • справку о месте жительства и составе семьи - для семей с 3-мя и более детьми до 18 лет, а так же семей с 2-мя детьми, посещающими детский сад;
  • справку о месте жительства - для семей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения;
  • удостоверение инвалида - для детей-инвалидов;
  • выписку из медицинских документов - для детей с онкологическими заболеваниями, больных туберкулезом, инфицированных вирусом иммунодефицита человека;
  • удостоверение на право представления интересов подопечного - для опекунов, приемных родителей, родителей-воспитателей детских домов семейного типа, детских деревень (городков).
  • удостоверение о праве на льготы либо справку о праве на льготы - для членов семей лиц, перечисленных в подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года "О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан".

Решение о предоставлении льгот принимается в течение 5 дней со дня подачи заявления.

свернуть

Примерное меню «Выходного дня» для детей дошкольного возраста

Нормативные правовые документы, регламентирующие организацию питания в учреждении дошкольного образования

Индивидуальная коррекция питания

Дошкольные учреждения образования часто посещают дети, требующие индивидуальной коррекции рационов питания .

 

Основными принципами  диетического питания являются:

  • полное обеспечение организма белками, жирами, углеводами, а также незаменимыми факторами питания (незаменимые аминокислоты, полиненасыщенные жирные кислоты, витамины, микроэлементы) в разных соотношениях;
  • соответствие химической структуры пищевых продуктов функциональному состоянию ферментных систем организма ребенка;
  • щажение поврежденных болезнью ферментных систем организма пациента путем введения или, напротив, исключения каких-либо специфических факторов питания;
  • адаптация кратности приема пищи и ее кулинарной обработки к особенностям нарушения функции системы пищеварения;
  • последовательный переход от щадящих рационов питания к более расширенным;
  • сочетание в необходимых случаях различных способов введения пищи (питательных веществ);
  • исключение аллергенов.

 

Основным принципом построения рационов диетического питания (лечебных диет) является строгое соответствие количества и качества пищевых веществ принятой пищи действительным потребностям больного организма, исключение аллергена.

Для этого в формулу сбалансированного питания здорового человека вносятся те или иные изменения, обусловленные характером заболевания.

В   питании воспитанников не используются острые приправы (хрен, перец, горчица, уксус и пищевые продукты с их использованием), соки и напитки в виде сухих концентратов и др.

По способам приготовления пищи предается преимущество вареному, тушеному, приготовленному на пару.

В соответствии с действующими техническими нормативными правовыми актами прием воспитанников в дошкольное учреждение должен осуществляться по предоставлению справки о состоянии здоровья ребенка (форма 1 здр/у-10), выданной в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Данная справка помимо сведений о состоянии здоровья ребенка содержит рекомендации врача по режиму питания, аллергологический анамнез, иные рекомендации. Коррекция рациона питания таких детей производится в соответствии с рекомендациями врача, о том какие продукты не переносит данный ребенок и какими продуктами их следует заменять. В учреждении дошкольного образования медицинским работником составляется список детей, находящихся на индивидуальном питании (диете), в соответствии с рекомендациями врача. Список находится у медицинской сестры, на пищеблоке и в групповой ячейке.

При составлении дневного рациона для детей, получающих индивидуальное питание, допускается отклонение от установленных норм питания по отдельным пищевым продуктам с учетом их замены в соответствии с рекомендациями врача (врача-педиатра участкового, врача общей практики, врача - аллерголога).

Предлагаемый перечень «Столов» для организации лечебного (диетического)

питания обучающихся в учреждениях образования:

Стол «Г/А 1» - неспецифический гипоаллергенный исключить: цельное молоко, какао, цитрусовые, рыба, орехи, мед, яйцо цельное;

Стол «Г/А 2» - индивидуальныйгипоаллергенный исключить продукты питания с учетом индивидуальной непереносимости: морковь, свекла, томаты, гречка, пшеница, кофе, какао, цитрусовые, рыба, птица,  орехи, мед, яйцо цельное;

Стол «Б/М» -: при индивидуальной непереносимости молока и молочных  блюд показана безмолочный диетический стол с исключением цельного молока, молочных супов и каш, кисло-молочных продуктов (творог, кефир, творожные сырки, сметана, йогурт);

Стол «П» - при заболеваниях органов пищеварения в стадии неполной ремиссии (хр. гастрит, хр. гастродуоденит, панкреатит, холецестит) – показаны блюда , для приготовления которых используются такие способы кулинарной обработки, как варение, тушение, запекание, приготовление на пару с исключением жареных, копченых, пряно- соленых и маринованных блюд;

Стол «Д» - при сахарном диабете, метаболическом синдроме – исключены кондитерские, сдобные изделия, сладости, напитки , соки, содержащие сахар, макароны, рис, манка;

Стол «Лечебный» - при целиакии в соответствии с приказом МЗ РБ от 13.07.2012 г. №801 «О совершенствовании организации лечебного (диетического) питания с целиакией» .

Но чаще всего, кроме выше перечисленных столов, в детском саду при назначении  диетического питания врач –педиатр (на основании справки от аллерголога ) рекомендует индивидуальные стол  (Г/А) который включает в себя стол «Г/А1» и стол «Г/А2» .

свернуть