Советы руководителя физического воспитания

На старт? Внимание!

Все мы мечтаем о том, чтобы наши дети были здоровы. К сожалению, большинство городских ребятишек не могут похвастаться богатырским запасом сил. Виной тому не только сложная экология, но и гиподинамия. Наши малыши очень мало двигаются!

 Из-за нехватки движения у маленьких горожан снижается иммунитет, они быстро устают, часто простужаются, приобретают нарушения осанки. Выход один – заниматься с ребёнком спортом

                                    Плавание.

Идеальный вид спорта, который развивает почти все группы мышц, укрепляет нервную систему и закаливает. Начинать плавать можно в любой момент, сначала вместе с мамой, а потом, с 7 лет – в группе под руководством тренера. Есть причины, по которым доктор может не разрешить ребёнку заниматься в бассейне: болезнь уха, горла и носа, пиелонефрит или цистит, аллергия на хлорку

                                    Лыжи   беговые.

 

Приступать к занятиям можно с 2-2,5 лет, они будут очень полезны малышам.

Во-первых, «уроки» проходят на свежем морозном  воздухе – ребёнок дышит кислородом и одновременно закаляется.

Во-вторых, в движение вовлекаются  почти все важные группы мышц, малыш учится держать равновесие, развивает силу воли.

Противопоказаний немного: это хронические болезни уха, горла и носа, в период обострения, болезни почек и мочевого пузыря. В этих случаях нужно посоветоваться с педиатром.

 

                  Коньки фигурные.

В спортивные секции по фигурному катанию принимают детей с 3,5-4 лет, но и вы можете научить кататься на коньках своего ребёнка.

Первый вопрос – выбор площадки для катания. Это может быть крытый каток на стадионе, а может быть лёд под открытым небо на том же стадионе.

Второй вопрос – выбор коньков. Они должны быть малышу впору и туго зашнурованы.

Третий вопрос – одежда и защита. Потребуется снаряжение: наколенники, налокотники, перчатки и шлем.

 

                  Хоккей.

Игра в хоккей – любимое развлечение мальчишек. Для того чтобы научиться играть, малышу совсем не обязательно записываться в секцию. Обучаться премудростям этого вида спорта в «домашних» условиях можно, уже с 3-4 лет.

В хоккее невозможно обойтись без столкновений и падений, поэтому, когда ребёнок начнёт играть, обеспечьте его защитой: помимо традиционных наколенников-налокотников и перчаток, необходим ещё пояс, который будет беречь от повреждений кости таза.

 

                        Роликовые коньки.

Модное и, к сожалению, очень травматичное увлечение. Виной тому, как отсутствие специальных дорожек, так и легкомысленное отношение к средствам защиты. Если вы решили поставить своего ребёнка на ролики, обязательно купите ему полный комплект защитного снаряжения, включая шлем! Начинать заниматься с малышом можно с 3,5-4 лет, продолжительность урока – 10-15 минут.

 

                      Велосипед. 

Уже в годик можно посадить маленького на велосипед, снабжённый ручкой для взрослого. Обычный трёх- или четырёхколёсный велосипед малыш может освоить года в два, а небольшой двухколёсный – уже в четыре года. Перед поездкой обязательно надевайте на ребёнка защитный шлем.

 

                         Хореография.

Занятия в хореографической студии начинаются с 3-4 лет. Двух-трёх уроков в неделю будет вполне достаточно, чтобы маленькая принцесса почувствовала себя увереннее, научилась ровненько держать спинку и головку, красиво двигаться.

 

                 Спортивная гимнастика.

Если вашему сыну уже исполнилось 4 года, можно смело отдавать его в подготовительную группу спортивной гимнастики. Здесь ребёнка научат тому, что так нравится и так нужно каждому мальчишке: кувыркаться, отжиматься, подтягиваться, прыгать на батуте, лазать по шесту и канату. Для занятий гимнастикой, пусть даже в щадящем режиме, есть немало противопоказаний, поэтому, прежде чем отдать ребёнка в секцию, посоветуйтесь с врачом.

свернуть

Одежда для прогулок

Одежда для прогулок должна быть подобрана таким образом, чтобы ребенок мог одеться с минимальной помощью воспитателя или самостоятельно.

Обувь должна быть без шнурков — например, на молнии или на липучках.

Куртка должна быть без пуговиц. Оптимальной застежкой являются липучки или молнии.

Шапку лучше покупать без завязок — например, с застежкой на липучке.

Вместо шарфа удобнее использовать «манишку», которую надевают через голову.

Для маленьких детей лучше купить не перчатки, а варежки. Малышам старших групп, напротив, удобнее в перчатках. Весной и осенью ткань, из которых сшиты рукавицы, должна быть непромокаемой. К варежкам нужно пришить тесемку или резинку. Не пришивайте резинку к куртке! Достаточно продеть ее в петельку для вешалки, чтобы можно было снять и посушить на батарее отопления.

Детям одинаково вредно как перегреваться, так и переохлаждаться. Количество слоев одежды зависит от температуры воздуха. Дополнительно нужно учитывать силу ветра. При одинаковой отрицательной температуре воздуха человек мерзнет тем сильнее, чем больше скорость ветра.

Большое значение имеют индивидуальные особенности ребенка. Малоподвижный, постоянно зябнущий ребенок должен быть одет теплее, чем активный. Слишком укутанных малышей можно встретить гораздо чаще, чем недостаточно тепло одетых.
Многие мамы, собираясь на прогулку, стараются одеть ребенка теплее, чем одеваются сами. Но если это прогулка, во время которой ребенок постоянно двигается, а мама за ним наблюдает, то это неправильно. Вспотевший ребенок имеет гораздо больше шансов заболеть, чем одетый по погоде. К тому же пот может вызвать у ребенка раздражение и сыпь.

Детей нужно одевать не теплее, чем одеваются взрослые, а возможно, даже легче. (Речь не идет о детях, «гуляющих» в колясках, им нужна дополнительная защита.) Одевая ребенка, помните, что дети мерзнут меньше, чем взрослые и больше двигаются.

"Правильная" обувь

Различают домашнюю, уличную и спортивную обувь. Обувь для детского сада – вариант домашней обуви. Малышам нельзя носить шлепанцы любых видов, мягкие, свободные тряпичные тапочки. Домашние тапочки должны напоминать туфли -облегающие, открытые, с хорошей вентиляцией.

Ходить дома босиком ребенку не рекомендуется. Хождение босиком по ровному твердому полу может задержать формирование свода стоп и способствовать усилению плоскостопия.

Летом, когда достаточно тепло и нет опасности поранить или занозить ногу, детям нужно и полезно ходить босиком по земле, траве, мокрому песку, камешкам.

Уличная обувь – более закрытая, чем домашняя. В теплое время года удобна текстильная обувь – легкая, воздухопроницаемая и гигроскопичная. Если вы покупаете босоножки, стопа ребенка должна быть плотно зафиксирована ремешками. Носок уличной обуви для профилактики травматизма лучше выбирать закрытый.

Резиновые сапожки с приложенными в них стельками или чехлами из ткани, хорошо впитывающей влагу, надевают в сравнительно теплую погоду на время прогулок по влажной земле и траве. Не надевайте ребенку (по крайней мере, до 3-4-летнего возраста) резиновые сапожки слишком часто или надолго – ноги в них очень потеют. При низких температурах воздуха детям лучше надевать кожаные ботинки.

Зимой на прогулках следует носить утепленные кожаные ботинки, а в очень сильные морозы – валенки с калошами. По возвращении с прогулок обувь нужно обязательно очищать от снега и просушивать. Внимательно следите за тем, чтобы зимняя обувь не была ребенку мала. Ботинки или сапожки, которые немного велики, можно носить с двумя парами носков.

Спортивная обувь должна поддерживать стопу при активных движениях. Для профилактики травм важны негладкая, амортизирующая подошва и плотная фиксация. «Липучки» позволяют добиться идеального облегания ног с учетом их анатомических особенностей. Чешки детям надевают только на музыкальные занятия, для занятий физкультурой они не подходят. Тонкая кожаная подошва скользит и не амортизирует, фиксацию и поддержку стопы чешки также не обеспечивают.

Ортопеды не рекомендуют надевать чужую обувь, бывшую в употреблении. Разношенные туфли не будут плотно фиксировать ногу в правильном положении, а если у предыдущего владельца была деформация стопы, то возникшие в процессе носки дефекты окажут неблагоприятное влияние. «По наследству» могут передаваться только резиновые сапоги или практически не ношеная обувь.

Не менее важно правильно выбрать носки. Они должны быть подходящего размера –маленькие сжимают ноги, а большие собираются складками и способствуют формированию потертостей. Носки с пяткой гораздо удобнее носков без нее. У качественных носков материал на пятках и мысках толще, чем в других местах, - это делает их более долговечными.

Носки из натуральных волокон (хлопка и шерсти) лучше впитывают влагу и позволяют ногам «дышать». 

свернуть

Как выбрать обувь для ребёнка

Уважаемые родители!

Прежде чем покупать обувь, Вам необходимо определить правильный размер ноги вашего ребенка. Детские ножки растут достаточно быстро и главная задача родителей - быть внимательным к изменениям размеров стопы. Выбирая детскую обувь, необходимо проверить ее качество, ознакомиться с информацией о производителе, по возможности, выслушать советы врачей (ортопедов, педиатров и т.д.). Определяем размер ноги ребенка

Общие рекомендации:

Измерения лучше всего производить в конце дня, так как к вечеру к ногам приливает кровь и размер стопы увеличивается.

Обязательно измеряйте обе ножки и ориентируйтесь на больший результат.

При выборе размера рекомендуем Вам округлять полученный результат до размера в сторону увеличения на 0,5-0,7см на летнюю обувь и 1-1,5см на демисезонную и зимнюю.

Измерять размер стопы рекомендуется каждые три месяца (в возрасте малыша от 1 до 3-х лет), каждые четыре месяца (до 6 лет) и каждые пять месяцев (до 10 лет).

 Обувь должна подходить не только по размеру, но и по полноте. Полнота - это расстояние от наружного края стопы до внутреннего, проходящее по тылу через самую высшую точку еѐ свода. Находится эта точка фактически возле сгиба стопы.

Не покупайте обувь «на вырост», плотно зашнуровывая ботинки. Она испортит походку и деформирует не только стопу, но и ноги малыша.

Детям нельзя донашивать обувь с чужой ноги, поскольку детская стопа, мягкая, как пластилин, очень быстро приобретет чужие дефекты!

Детская обувь выпускается трех видов полноты в пределах каждого размера: широкая, средняя, узкая. Вы можете регулировать высоту подъема с помощью застежек или «липучек».

Основные характеристики детской обуви

Обувь для самых маленьких должна быть полностью изготовлена из натуральных материалов, как внутри изделия, так и снаружи. Это

может быть натуральная кожа, текстиль, натуральный мех.

Искусственные материалы, резину и пластик для детей до 2-х лет использовать нельзя, так как эти материалы могут быть не совсем безопасными, а маленькие дети очень подвержены аллергическим реакциям и экологическим изменениям в атмосфере.

Детали обуви

Стельки. Лучший материал стельки – натуральная кожа. Стельки из искусственных материалов не дадут коже дышать в обуви. На стельки обязательно должен быть супинатор (маленький бугорок у внутреннего края подошвы поднимает продольный свод стопы и обеспечивает физиологически правильную фиксацию ножки, способствует правильному ее развитию).

Отсутствие супинатора может привести к плоскостопию.

Каблук. В обуви должен быть обязательно маленький каблук – широкий и устойчивый, не меньше одного сантиметра для детей от рождения до 12 лет.

Каблук помогает удерживать равновесие малышу, делающему первые шаги.

На первых ботинках малыша его высота не должна  превышать 5-7 мм.

Задник

Твердый задник помогает удерживать пятку в анатомически правильном положении, а также фиксирует свод стопы, предотвращая

его деформацию во время движения. Он должен быть цельным без вырезов и вставок.

Подошва

Подошва должна быть мягкой и легко гнуться. Твердая негнущаяся подошва затрудняет движение и формирует неправильную походку.

Застежки

Для того, чтобы обувь комфортно сидела на ножке ребенка и надежно фиксировала всю стопу, выбирайте ботинки со шнурками или липучками на подъеме. Шнурки идеальный вариант для первой обуви, так как с помощью шнуровки можно добиться четкой фиксации ноги малыша в обуви. Ботинки или сапоги должны меть боковую молнию, в этом случае вам будет легче обувать ребенка.

свернуть

Значение движения в жизни ребёнка

Давайте вспомним известную фразу древнего философа: "Движение-это жизнь. Ни что так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое бездействие"

Дети в отличии от взрослых испытывают органическую потребность в движении (как поётся в песенке: «А у меня в ногах вечный двигатель, вечный бегатель, и вечный прыгатель)» И чем младше ребенок тем труднее ему эту потребность подавить, так как всякая органическая потребность нуждается в удовлетворении. Стоит задуматься, а не лишаем ли мы малыша важного фактора здоровья и формирования личности, когда постоянно отдергиваем его: "Не вертись! Посиди спокойно! Не бегай! Не прыгай! "Ведь нам родителям никогда не приходит в голову лишить ребенка еды или сна

Во время движения мышцы потребляют больше кислорода и питательных веществ.

Мышцы ребенка имеют свои особенности: относительно небольшой прирост мышечной массы, слабость и невысокую статистическую выносливость, то есть неспособность к длительному сокращению. Длительное сокращение приводит к перенапряжению мышц. А чередование легкого сокращения и расслабления дает мышцам отдых и улучшает кровообращение в них. Мало кто из родителей вообще задумывается над тем, что у малыша слабые мышцы снижет тугор (упругость) тканей не соответствует возрасту физическое развитие. Японцы подсчитали, что нормальный ребенок раннего и дошкольного возраста, свободно двигаясь, приседая и бегая, преодолевает за день 23км. Следовательно, не нужно ничего специально придумывать. Задача взрослых состоит лишь в том, чтобы создать ребенку необходимые условия для нормального физического развития. Для этого требуется совсем немного: место, удобная одежда и пособия , побуждающие ребенка к движению .

Как же двигаются дети в детском саду?

Каждое утро у детей начинается с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика является одним из важнейшим компонентом двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков.

Дети в ясельной группе утреннюю гимнастику проводят вместе с воспитателями в группе . Начиная со 2 младшей группы будут приходить в зал.

Дома лучше делать зарядку вместе со взрослыми с мамой, с папой, бабушкой, братом так как малышу надо на кого-то ровняться, за кем-то повторять, с кого-то брать пример, кому-то. У малышей в основном игровые комплексы: «Воробьи-воробушки», «Весёлые котятки», «Непоседы зайчики». Малышам очень нравятся игры подражательного характера - изображать движение паровоза, автомобиля, полёт самолёта, птиц, прыжки зайцев.

На занятиях по физической культуре дети выполняют следующие виды основных движений.

  1. Ходьба: мы с детьми учимся ходить по кругу, с изменением темпа, с переходом на бег и наоборот, с изменением направления, в рассыпную.
  2. Упражняемся в равновесии: дети ходят по гим/доске, гим/скамейке, перешагивают через предметы.
  3. Ползание и лазание: дети ползают на четвереньках по прямой, по кругу, по гим/доске, по наклонной доске приподнятой на высоту 20-30см., по гим/скамейке( этот вид движения помогает детям разгрузить позвоночник)

Лазаю по лесенке стремянке (в группе) по гим/стенке (в зале) верх и вниз удобным для ребёнка способом, подлезают под воротца, верёвку ( высота-40-30 см.)

У нас есть такой вид основных движений как: катание, бросание и метание. Хочу сразу отметить, что дети очень любят играть с мячами. В основном дети катают мяч двумя руками и одной рукой к воспитателю, друг-другу, стоя или сидя (расстояние 50-100 см.). Бросают мяч вперёд двумя руками: снизу, от груди, из-за головы, через шнур натянутый на уровне головы ребёнка с расстояния1-1,5 м.

Метаем вдаль мячи, набивные мешочки с песком, шишки правой и левой рукой. Дети стараются поймать мяч брошенный воспитателем с расстояния 50-100 см.

Большое место в двигательной деятельности дошкольников занимают прыжки. Они способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата, развитию мышц ног, спины, брюшного пресса, вырабатывают сложную координацию движений.

Дети в этом возрасте должны прыгать на двух ногах на месте с небольшим продвижением вперёд, прыгать через две параллельные линии (10-30) см.перепрыгни ручеёк Прыжки вверх с касанием предмета, находящегося на 10-15 см. выше поднятой руки ребёнка.

Одно из важнейших мест в жизни ребёнка-дошкольника занимает игра. В детском саду на занятиях по физической культуре мы играем в подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Это такие игры как «Солнышко и дождик», «Догони мяч», «Зайка беленький сидит», игры на ориентировку в пространстве; где звенит, найди игрушку.

Утренняя гимнастика и физическая культура проводятся в игровой форме, чтобы создать положительный эмоциональный фон, поднять настрой у детей, обогатить его новыми знаниями. Двигаясь, ребёнок познаёт окружающий мир, учится любить его и действовать в нём.

свернуть

Ритмика - как средство оздоровления дошкольников

Здорового ребёнка легче воспитывать. А что же делать, чтобы наши дети росли здоровыми. В последнее время большое распространение получает система здоровье сберегающего воспитания, где задачи укрепления и сохранения здоровья органично сочетаются с решением образовательных задач. Что с успехом достигается на занятиях по ритмике в детском саду. Ведь дошкольный возраст - самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников приёмам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

«Ритмика» - это один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, её характер, образы передаются в движении. Это аэробика, современные, народные и бальные танцы и вечное стремление к движению. Цель ритмики в работе состоит в формировании и развитии у детей способности к осмысленному восприятию содержания и выразительных средств музыки через отражение их в пластике движений.

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики. Об этом знали ещё в Древней Греции, где сформировалось представление о том, что основой прекрасного является Гармония. А Платон утверждал, что « лучший метод воспитания тот, который открыт и проверен опытом веков: гимнастика для тела и музыка для души…»

Идея синтеза музыки и движения и её роль в оздоровлении детей была изучена многими, но основоположником системы музыкально – ритмического воспитания детей стал швейцарский музыкант и педагог Эмиль Жак Далькроз (1865-1950гг.), известная под названием «метода ритмической гимнастики». Современность и актуальность этой методики и по сей день не только в её названии, а, прежде всего в том, что он видел в музыкально – ритмических движениях универсальное средство развития у детей музыкальных и физических способностей, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. И мы, современные педагоги, призваны решать ведущую педагогическую идею современного оздоровления дошкольников. Она заключается в создании условий для духовно богатой и физически развитой личности ребёнка, его творческой самореализации в непрерывном единстве речи, пения, игры и движения под музыку, как универсального средства.

Очень большое значение имеет ритмика для детей с нарушениями речи, оказывая на них коррекционное воздействие. «Движение – это тоже речь, выражающая суть ребёнка» (Л. Генералова). В то же время ребенку легче выразить свое понимание музыки не словом, а мимикой, жестом, движением. Даже, если ребёнок молчит, но движениями передаёт характер музыкального произведения, значит, он реагирует на слово, думает, запоминает, действует, значит у него развиваются умственные и физические способности. Ритмика является для ребенка одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому все её виды благотворно сказываются на его состоянии, воспитании, здоровье. Дети способны усвоить невероятно много, активно и благодарно откликаться на слова педагога, если чувствуют в нем старшего друга. И нам, взрослым, необходимо быть всегда приветливыми, спокойными и уважительно относиться к каждому ребенку, давая ему почувствовать, что его любят, в него верят, его понимают. Надо организовать занятия с детьми таким образом, чтобы они проходили без принуждения, муштры, излишней дидактики, а самое главное доставляли детям радость и вызывали желание «творить».

свернуть

Оздоровление дошкольников в летний период

Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной, она имеет свою специфику. Важно всемерно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени и добиться, чтобы ребёнок окреп, поправился и закалился, научился понимать и полюбить удивительный, прекрасный мир растений и животных. Летом природа представляет большие возможности для развития познавательных способностей дошкольников.

Летом продолжается систематическая и полномочная работа по разделам программ. Все виды деятельности переносятся на воздух. Каждому виду отводится место и время в распорядке дня.

Нужны ли занятия с детьми в летний период? Не будет ли это препятствовать полноценному их отдыху? Надо иметь в виду, что организовать летний отдых детей не значит предоставить им полную свободу в выборе, их необходимо объединять для коллективных занятий, иначе они устают, излишне возбуждаются.

Первое и основное требование - на воздухе должны проходить не только игры, но и занятия. Это требование должно выполняться независимо от погоды.

Удобно расположенные на участке, с учетом теневых мест, столы и скамейки, физкультурная площадка, песочницы, что необходимо для активной и полноценной жизни детей в летнее время, облегчает организацию воздушного режима.

Чем легче одежда, чем меньше частей тела она закрывает, тем лучше привыкает кожа к колебаниям воздушной среды.

В жаркую погоду мы стараемся ограничиваться однослойной одеждой. Не боимся оставлять детей в легкой одежде и в более прохладные дни. Плохую услугу оказывают родители и воспитатели детям, надевая на них колготки и свитер, как только погода становится прохладной. Нередко приходится при этом преодолевать сопротивление детей: более послушные подчиняются неохотно, непокорные протестуют. По существу они правы: закаленная кожа уже не нуждается в слишком большой защите. Принцип индивидуального подхода и здесь соблюдается.

         Хорошо закаляет детей и хождение босиком. На чистом, убранном участке детского сада, на полянке во время прогулки, не следует лишать детей этого прекрасного в смысле закаливания народного обычая. Но необходимо соблюдать осторожность, особенно в первое время, пока кожа подошвы еще очень нежна и может быть легко повреждена.

Разнообразные подвижные игры в теплое время года - прекрасное средство закаливания.

Увеличение пространства для движений, облегченная одежда, соответствующий подбор игрушек позволяют детям лучше удовлетворить свою потребность в движении, а воспитателю удлинить пребывание детей на воздухе.

На участок мы выносим обручи, мячи, кегли и другие для игр. Дети широко используют эти пособия в самостоятельных играх.

Учитывая состояние погоды, мы выбираем игры, которые могут быть проведены на ограниченном пространстве: игры с бегом по кругу ("Карусель", "Кошки - мышки" и др.), с ходьбой по доске между начерченными линиями ("Поезд", "Метро"), игры с прыжками в длину с места ("Через ручеек", "Не замочи ног") и другие.

Теплые летние дни дают возможность более свободного выбора игр. Проводим игры с бегом на скорость ("Кто быстрее к флажку", "Чье звено скорее соберется"). Широко используем игры с мячом.

Не страшно, если детям иногда приходится пробежать по сырой траве, по лужам или попасть под теплый дождь во время прогулки - это еще больше повысит устойчивость их организма.

 В летний период с целью закаливания мы пользуемся душем. Душ действует сильнее, чем, например, обливание или обтирание, так как здесь к температурному фактору присоединяется эффект давления струи. Вода, льющаяся из душа под напором, оказывает массирующее действие. Вода из душа ощущается как более теплая, чем вода той же температуры при обливании или обтирании. Это поднимает тонус мышечной системы, увеличивает работоспособность, придает бодрость, способствует подъему энергии.  

Душ используется и для поддержания чистоты тела ребенка. В летнее время это особенно важно, т.к. открытые части тела легко загрязняются. Поэтому, прежде всего, нужно вымыть ноги и руки с мылом.

С целью закаливания мы используем и утреннюю гимнастику. С наступлением теплой погоды гимнастика переносится на воздух. Одежда детей постепенно облегчается.

Построение утренней гимнастики на воздухе близко к построению в помещении. Содержание ее, подбор упражнений зависят от состояния погоды и закаленности детей.

Наша прогулка.

За долгие годы существования детских садов, как особых образовательных учреждений сложилась четкая структура прогулок с детьми. Классическая прогулка включает в себя наблюдение, две-три подвижные игры, индивидуальную работу; значительная часть времени отводится самостоятельной деятельности детей. Дети заняты разнообразной деятельностью, много двигаются, учатся самостоятельно находить занятия, пытаются выстраивать взаимодействие в играх, а у нас, воспитателей, появляется возможность наблюдать за дошкольниками, накапливать материал об их индивидуальных особенностях. Данный проект прогулки  старшей группе ориентирован на классическую структуру.

Наблюдение за облаками

Цель. Рассказать о том ,как образуются облака, почему идет дождь.

Ход наблюдения

Вчера мы с вами рассматривали солнце и небо, а это загадка о чём?

Ее мы просим, чтобы в зной

Не проходила стороной,

А крупными слезами

Поплакала над нами.

Когда она поплачет-

Быть урожаю значит.

-Догадались, что это? Ну, конечно, туча.

-А как она плачет? (Идет дождь.)

-Посмотрите на небо, там есть сегодня облака или тучи?

-Давайте поиграем? На что похоже вот это большое облако? Я буду отмечать на песке палочкой, кто больше придумал интересных ответов: девочки или мальчики.

-Знаете, как образуются облака и почему идет дождь? Хотите, расскажу? В жаркий день вода в реках и озерах нагревается и начинает испаряться. Легкий горячий воздух поднимается вверх, а там холодно. Маленькие капельки воды замерзают. Так образуются облака. Ветер переносит их с одного места в другое. Льдинки тяжелые, они не могут долго держаться в воздухе и падают. Падая, встречают теплый воздух, тают и превращаются в капли дождя.

-Давайте нальем в тазик воды, отметим, сколько ее сейчас, и поставим на солнышке. Как вы думаете, что произойдёт с водой? А теперь ещё немного поговорим о дожде.

-Дожди бывают сильные, и тогда их называют ливнями, а бывают тихие, теплые. Их называют «грибные». После таких дождей грибы хорошо растут. Растениям нужна влага, и мы рады, когда идет дождь.

Так ли? Так ли? Так ли?-

Спрашивают капли,

Умывая чисто на деревьях листья.

Так ли? Так ли? Так ли?-

Спрашивают капли.

Весело кивает в огороде мак,

Будто отвечает: - Так! Так!

Подвижная игра

-Кто хочет в «Совушку» играть?

-Давайте считалочкой выберем сову.

Среди белых голубей

Скачет шустрый воробей,

Воробышек-пташка,

Серая рубашка.

Вылетай-ка, не робей,

Откликайся, воробей.

-Гнездо совы вот здесь, в стороне, на пенечке.

-День наступает, все оживает! (Дети бегают по площадке, подражая полету бабочек, птичек, изображая лягушек, мышек, а совушка спит в гнезде.)

-Ночь наступает, все замирает – сова вылетает! (Играющие замирают в позе, в которой их застал сигнал. Совушка выходит на охоту. Заметив пошевельнувшегося игрока, она уводит его в свое гнездо. За один выход она может добыть двух или даже трех неосторожных жителей леса. Однако за спиной совы можно менять позу.)

-День наступает, все оживает! (Совушка возвращается в гнездо, играющие вновь свободно резвятся на площадке. После двух-трех выходов совушки на охоту ее сменяют новым водящим, который ни разу ей не попался.)

Самостоятельная деятельность

-Дети, вы можете играть, во что хочется. Песок мы утром полили и взрыхлили; возле песочницы есть и игрушки (машины, дорожные знаки на длинных палочках, дощечки, ведра, формочки и т. д. ). Хорошо играть и на веранде, там не жарко, рядышком в кладовке, есть все для игр «Семья», «Магазин», «Больница». Можно и другую игру придумать. Вы знаете, где у нас скакалки, обручи, самокаты, бадминтон, кегли. Можно брать все, только не забывайте правило: «Каждой вещи свое место».

-Кто хочет, может остаться со мной. Я предлагаю поиграть с гимнастической палкой. Хотите!

«Кто перетянет?». Двое держатся за концы палки. На расстоянии двух шагов от каждого на земле лежит какой-нибудь предмет. Задача - перетянуть соперника, суметь подобрать этот предмет.

«Чертежники». Задание - быстро (но «узнаваемо»)начертить на асфальте мелом или полочкой на песке ряд геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и др. На выполнение задания дается 1 минута.

Подвижная игра

 «Берег, парус, море»

Помните правила? Когда я говорю «Берег!», вы делаете шаг назад; на слово «Парус!»- руки вверх; на слово «Море!»- шаг вперед. Начинаем! Выигрывают те, кто ни разу не ошибается. После игры возвращаемся в группу.

свернуть

Формирование основ и привычки здорового образа жизни у дошкольников

Формирование основ здорового образа жизни с самого раннего возраста является основной задачей в последние годы не только в семье, но и в образовательных учреждениях страны, а также эти вопросы решаются на уровне правительства.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности,формируется характер, отношение к себе и окружающим.

Именно поэтому в детском саду и дома следует воспитывать у ребенка:

- привычку к чистоте, аккуратности, опрятности, порядку;

-основы культурно-гигиенических навыков;

- элементов самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности;

- понимание того, как влияют физические упражнения на организм человека, его самочувствие;

- умение правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, а иногда предотвращать их.

Все эти задачи ставят современными программами для дошкольных образовательных учреждений, по которым работают детские сады в нашей стране. Анализ их позволяет выделить главные задачи, встающие перед педагогом при воспитании у дошкольников привычки к ЗОЖ.

 Дети должны научиться:

- определять свое состояние и ощущения;

- понимать необходимость и роль движений в физическом развитии;

- выполнять гигиенические требования к телу, одежде;

- использовать знания о том, что полезно и что вредно для организма.

Важно отметить, что полноценная готовность ребенка к школьному обучению невозможна без приобретения им навыков ЗОЖ. Помимо общепринятых рекомендаций по выполнению режима дня, достаточной двигательной активности, ЗОЖ предполагает воспитание у детей активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, которая обуславливает сам стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, понимание того, как эту жизнь и здоровье сохранить в окружающей среде, полной незаметных опасностей.

Система физкультурно-оздоровительной работы.

Создание благоприятных условий в помещении для игр изанятий:

- соблюдение правил санитарии и гигиены;

- организация сквозного проветривания(3-5 раз в день в отсутствие детей);

- поддержание температуры воздуха в группе 20 -22 С).

Физические упражнения:

- утренняя гимнастика;

- физкультура;

- подвижные игры;

- гимнастика после сна;

- спортивные игры.

Выполнение режима дня.

Организация рационального питания.

Закаливающие процедуры:

- прогулки на свежем воздухе;

- водные процедуры (умывание, мытье рук, игры с водой);

- босо хождение;

- воздушные ванны;

Активный отдых:

- праздники, развлечения;

- дни здоровья;

- малая олимпиада;

- игры-забавы.

Организация развивающейсреды:

- физкультурный уголок;

- дидактические, настольные игры, альбомы;

- таблицы, модели на валеологическую тему.

Работа с родителями:

- родительские собрания;

- беседы, консультации;

- анкетирование;

- письменные консультации(«Уголок здоровья»).

Нетрадиционныеформы оздоровления:

- точечный массаж;

- дыхательная гимнастика;

- пальчиковая гимнастика.

Занятия по валеологии и ОБЖ.

Чтение художественной литературы.

Дошкольный возраст - наилучшее время для закрепления на всю жизнь привычке к чистоте. Дети могут успешно усвоить все основные гигиенические навыки, понять их важность и привыкнуть систематически выполнять их правильно и быстро. Для их выработки дети учатся закатывать рукава, хорошо намыливать руки мылом, тщательно ополаскивать их, мыть лицо, досуха вытирать личным полотенцем, пользоваться носовым платком.

Повторность режимных моментов, постоянство требований обеспечивает прочность знаний и навыков самообслуживания, помогает при воспитании самостоятельности. Большую помощь также оказывает художественнаялитература: рассказы Л. Воронковой«Маша-растеряша», стихи К. Чуковского«Мойдодыр», А. Барто«Девочка чумазая», З. Александровой«Что взяла, клади на место»,«Топотушки», Ю. Тувима«Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», И. Муравейка«Я сама», а также народные песенки,потешки:«Водичка, водичка, умой моё личико»,«Травка-муравка»,«Ночь пришла, темноту привела». Некоторые стихи и потешки дети заучивали на память.

В закреплении навыков умывания, воспитания опрятности и аккуратности большую роль играют познавательные занятия, дидактические игры. Но главное внимание уделяется повседневному закреплению у малышей культурно-гигиенических навыков и самостоятельности. При этом используются такие разнообразные приемы, как показ, объяснение, непосредственная помощь, поощрение. Терпеливо, многократно детям показывается, как удобно есть, сидеть за столом, вытирать рот после еды. Применяется также метод поручений(«Принеси»«Убери на место», который способствует закреплению понятия о том, что игрушки после игры и чайную чашку со стола надо убирать на место.

Наиболее эффективным в воспитании здорового ребенка являются физические упражнения и физкультурные занятия. Для растущего организма особую ценность они приобретают, если проводятся на воздухе, поскольку усиливают обмен веществ и поступление в организм большого количества кислорода. Игры и занятия на воздухе во все времена года способствуют закаливанию организма ребенка, повышению его работоспособности и снижению заболеваемости.

Для формирования привычки к ЗОЖ важно, чтобы ребенок понял необходимость физических упражнений, к которым относится, кроме прочего, утренняя гимнастика. Один-два раза в неделю гимнастика проводится под музыку, но прежде выполняются дыхательные упражнения. Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Может делаться как с младшими детьми, так и со старшими, 2-3 раза в день.

Хорошо известно, что умственная работа без регулярных и целесообразных физических нагрузок приводит к снижению работоспособности, переутомлению. Поэтому в процессе занятий и между ними проводятся физкультминутки, способствующие активному отдыху и повышению тонуса. Упражнения для них обновляются не реже 1-2 раза в месяц. Запомнились первые реакции детей на физкультминутки. Это были улыбки и радость от того, что во время серьёзного занятия вдруг начинается какая-то словесная игра с движениями. Дети прослушали беседу о том, что физкультминутки помогут им вырасти сильными, что взрослые люди на заводах, фабриках, ученики в школах - все проводят физкультминутки для того, чтобы немного отдохнуть и с новыми силами приступить к работе.

В работу также включается массаж рук, поскольку интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует к ним прилив крови. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Пальчиковый массаж тоже используется на занятиях, как и физкультминутки.

С каждым годом возрастает интенсивность движения транспорта. Оборотная сторона этого процесса - дорожно-транспортные происшествия, гибель и ранения сотен тысяч людей. Человеческие жертвы - всегда трагедия, тяжесть которой многократно увеличивается, когда в аварию попадает ребенок.Основная причина этих несчастных случаев - грубое нарушение правил дорожного движения. А как страдают дети, не зная, как вести себя в той или иной ситуации? Что делать, если возник пожар? Если остался один дома? Что можно есть, а что нельзя? Поэтому занятия по ОБЖ - один из приемов решения задач по формированию ЗОЖ детей. Они проводятся в старших группах по следующим темам:

«Опасные люди, и кто защищает нас от них»;

«Контакты с незнакомыми людьми и правила поведения с ними»;

«Машины нашего села»;

«Где должны играть дети».

В старшей группе также проводится  беседа на тему «Ядовитые грибы и ягоды», из которой дети узнают о том, что некоторые дары природы есть нельзя, ими можно отравиться. Занятие «Микробы и бактерии», на котором дети разглядывают в микроскоп грязную воду, они очень ответственно начинают подходить к мытью рук, подстриганию ногтей. Занятие«Витамины в нашей пище» способствуют  тому, что дети по другому начинают относиться к еде: стараются съедать салаты, фрукты, овощи, пить молоко.

Педагог также знакомит детей с тем, как устроено тело человека. В доступной форме,привлекая иллюстративный материал, он рассказывает о его основных системах и органах, обращая внимание на необходимость прислушиваться к своему самочувствию.

В итоге можно сделать вывод, что данная деятельность приносит определенные результаты: дети знают пользу физических упражнений, свежего воздуха, воды, массажа для своего здоровья.

 

свернуть

Одежда детей для занятий физической культурой в детском саду!

Физкультурные занятия – основная форма систематического обучения детей физическим упражнениям.

           Значение занятий заключается в комплексном формировании культуры движений, систематическом осуществлении оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, функциональное совершенствование организма, укрепление здоровья ребенка, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание физических качеств и эмоционально-положительного отношения к физкультуре и спорту, всестороннее развитие личности.

            Физкультурное занятие обязательно требует соблюдения техники безопасности  при его проведении. Одним из обязательных условий ее соблюдения является наличие  спортивной формы у детей.

            Подбор одежды для физкультуры в детском саду часто становится проблемным вопросом для родителей. Однако этот вопрос достаточно важный. Одежда должна быть такой, чтобы в любой ситуации, при организации любой деятельности ребенок чувствовал себя легко, уютно, комфортно.  Родителям необходимо помнить, что во время физических упражнений повышается потоотделение, поэтому если ребенок наденет шорты на колготки, он вспотеет. В связи с этим, основным  требованием при проведении физкультуры в помещении является обязательное одевание носочков. Так же следует знать, что в этой же одежде, в соответствии с санитарными требованиями, нельзя находиться далее в групповой комнате, то есть у вашего ребенка должна быть специальная форма для занятий физкультурой, которая одевается непосредственно перед занятием и снимается после него.

          Одежда  детей должна быть хорошего качества, чистая, сухая, из натуральных  материалов, соответствовать размеру ребенка и не стеснять его движений. Обувь должна соответствовать размеру стопы, чтобы не стеснять ногу и не нарушать кровообращение, быть лёгкой и удобной, подошва – мягкой и гибкой.

Таким образом, для занятий в помещении необходимо приобрести: футболку, шорты, спортивную обувь и носочки:

           1. Футболка. Футболка должна быть изготовлена из натуральных, дышащих материалов, без декоративных элементов, отвлекающих внимание детей. Желательно, чтобы у всех детей группы были футболки определённого (белого) цвета. Это вырабатывает у детей командный дух при проведении эстафет и спортивных праздников.

            2. Шорты. Шорты должны быть темного, желательно черного цвета, неширокие, не ниже колен. Многие дети приходят на занятие в бриджах, что мешает им выполнять основные виды движения, такие как прыжки, бег, упражнения на растяжку и т.д.               

         3. Спортивная обувь. Являются неотъемлемой частью спортивной формы в детском саду.  Категорически запрещено приходить на занятия физкультурой в шлепанцах, сандалиях, туфлях с каблуком, простых носках! Обувь должна быть легкой, удобной, по размеру, на прорезиненной  белой подошве, с закрытым носом и без шнурков! 

         4. Носки. Носки лучше не слишком теплые, из натуральных тканей,  предназначенные для частых стирок. Желательно подобрать их по цвету под физкультурную форму.

  Физкультурные занятия проводятся осенью, зимой и весной как в помещении, так и на воздухе. В летнее время (за исключением дождливых дней) все занятия организуются на воздухе, на физкультурной площадке.

          Занятия в помещении и на воздухе взаимосвязаны: они осуществляют комплексное решение всех оздоровительных и воспитательно-образовательных задач. Для занятий на воздухе не нужно приобретать отдельный комплект одежды, однако в дни, когда по расписанию у детей есть физкультура, лучше всего приводить их в детский сад в так называемой активной одежде: спортивный костюм, леггинсы и т.п. (учитывая погодные условия). К одежде для занятий физкультурой на улице предъявляются те же требования: чистота, удобство, подходящий размер, натуральные ткани и т.д. Из обуви подходят: кроссовки, кеды, мокасины, спортивные ботинки и т.д. Обувь для улицы должна быть изготовлена из мягких материалов, иметь супинатор, очень важно, чтобы подошва была упругой, иначе ребенку будет сложно выполнять некоторые упражнения (например, подниматься на носочки). Спортивная обувь должна быть не слишком тяжёлой. Во время занятий ребенку должно быть легко и удобно поднимать ноги.

свернуть

Организация оптимального двигательного режима дома

Успехов в укрепления здоровья детей, их полноценного физического и общего развития можно добиться только совместными усилиями дошкольного учреждения и семьи.

   Родители должны знать, что малая подвижность неестественна для детей, она имеет причины: нездоровье ребенка, недостаточный двигательный опыт, отсутствие условий для движений, психологический дискомфорт.

   В современной семье все более усиливаются тенденции к преобладанию к интеллектуальной подготовки детей к школе в ущерб двигательной деятельности. Такой подход чреват многими нежелательными последствиями.

   Среди родителей, а подчас и педагогов, существует мнение, что учить детей усидчивости следует за столом, почаще привлекая их к «сидячим» занятиям. Это неверно. Установлено, что усидчивость возможна лишь при условии полного удовлетворения потребности ребенка в движении. Дети, как правило, овладевают сначала навыками движений, а затем умением управлять своей статикой. Объяснение этому – высокая потребность дошкольников в движениях. Родителей следует убедить в том, что от степени удовлетворения потребности ребенка в движении во многом заисит не только его его физическая но и общее развитие.

   Поэтому прежде чем усаживать ребенка за стол читать или писать, необходимо убедиться, что он достаточно перед этим двигался . В противном случае занятия не дадут нужного результата, вызвав переутомление.

   Необоснованно считается, что умственное развитие осуществляется только в процессе специально организованных бесед, чтения книг с непременным участие взрослого. Ребенок получает конкретные чувственные представления об предметах и явлениях окружающего мира в процессе двигательной деятельности. Двигаясь, ребенок упражняет память, внимание, волю, учится соподчинять движения рук, глаз, приобретает определенные пространственно – временные и разносторонние знания о свойствах предметов.

   Следовательно, одна из главнейших задач семьи при подготовке детей к школе заключается в правильной организации их двигательного режима.

   Лучшими формами сотрудничества с семьей по вопросам двигательного развития детей является совместные физкультурные мероприятия: физкультурные досуги, праздники, дни здоровья, туристические походы; домашние задания, которые позволяют повысить двигательную активность детей.

Подвижные игры и физические упражнения для оптимизации двигательного поведения детей

«Два мяча»

Ребенок повторяет те действия, которые задает мячу: при отбивании мяча – подпрыгивает на двух ногах, когда мяч катится по полу – он перекатывается следом за мячом (с живота на спину в положении лежа), при бросании вдаль – бежит, при вращении мяча на месте – кружится, как юла. Варианты игры: дети объединяются в пары, тройки; выполняют движения, о которых договариваются заранее; придумывают движения сами.

«Прокати мяч»

Дети становятся на четвереньки и толкают головой мяч большого диаметра до определенной черты. Задача – как можно быстрее докатить мяч, не «потеряв» его. Варианты игры: ползти на животе, толкая мяч руками; ползти на спине, зажав мяч ступнями ног; катиться на мяче и т.д.

«Кто идет по мостику»

Ребенок передвигается по скамейке( доске), подражая какому либо животному (идет, высоко поднимая колени, ползет на четвереньках, животе, бежит, прыгает).

«По кривой дорожке на одной ножке»

Допрыгать до финиша по волнистой дорожке (нарисованной или выложенной из веревочки), точно наступая на линию. Вариант игры: прыгать на двух ногах, прямо или боком; использовать бег с подскоками.

«Послушный мяч»

Прокатить мяч по ограниченной площади( скамейке, доске, дорожке, половице) так, чтобы он не «убежал»; «пробежал» как можно дальше по прямой. Варианты игры: толкать мяч, лежащий у носков ног, прыжком, регулируя дальность его прокатывания; прыгать с мячом, зажатым между ступнями, коленями.

свернуть