Советы музыкального руководителя

Охрана детского слуха

Нельзя петь на улице в сырую и холодную погоду. В детском саду мы учим говорить детей спокойным тоном, без крика – что тоже важно для предохранения голосовых связок от перенапряжения. Кроме того, это требование культурного поведения. Поэтому дома надо требовать от детей того же. Не следует поощрять пение детьми взрослых песен, особенно эстрадных, так как они не подходят для детского голоса и обычно не могут быть правильно поняты детьми.

Многие дети поют не достаточно чисто, иногда «гудят» на одном звуке. Это не всегда зависит от недостаточно развитого музыкального слуха. Иногда это является следствием недостаточно развитого голосового аппарата.

Для развития слуха и голоса ребенка ему полезно больше читать стихи вслух, при этом стараться говорить звонко, ясным голосом, а не низким, глухим. Хорошо, если дома ребенок поет попевки-потешки – народные мелодии, очень простые, состоящие из 2-3-х звуков.

Также необходима охрана детского слуха. Обязательно надо следить, чтобы в жизни ребенка было достаточно тишины. Не следует включать радио надолго или слишком громко – это отрицательно влияет на нервную систему, притупляет слух.

Использовать радио и телевидение нужно очень разумно, не перегружая ребенка. Пусть лучше ребенок послушает или посмотрит меньше передач, но зато поймет и запомнит их.

Каждый ребенок имеет детскую библиотечку. И было бы неплохо, если бы вы собрали небольшую фонотеку – кассеты, диски – записи доступных детям музыкальных произведений, детских песен. Этот репертуар и будет основой формирования хорошего музыкального вкуса.

Дмитрий Борисович Кабалевский, замечательный композитор и музыкальный воспитатель детей и юношества, много раз в своих выступлениях подчеркивал необходимость приобщить детей к серьезной, классической музыку. Не может быть развитого человека, который любил бы только «легкую» музыку. К большим, серьезным чувствам и мыслям нас приобщают Глинка, Чайковский, Бетховен, Григ, все выдающиеся музыканты прошлого и современности.

Может быть , в свое время не всем из вас удалось приобщиться к музыкальному искусству. Хорошо, если бы вы сейчас не упустили эту возможность – слушая вместе с детьми наиболее легкие для восприятия произведения классической музыки, восполнить свои знания, умножить свои впечатления от музыки. К тому же новое время принесло новые произведения. Хочется подчеркнуть, что совместное слушание музыки способствует сближению детей и родителей, появлению общих интересов. А у детей потребность такого досуга способствующего их духовному развитию, надо всячески поощрять. Хорошо послушать музыку и тогда, когда в вашем доме собираются друзья ребенка.

свернуть

Дети рисуют музыку

Краски и звуки в природе существовали всегда. Близки друг к другу: тембр в музыке и колорит в живописи, мелодия в музыке и рисунок в живописи (недаром в музыке существует понятие «мелодический рисунок»). Ритм также является универсальным компонентом художественного языка и важнейшим выразительным средством и музыки, и изобразительного искусства.

Колорит – одно из важнейших средств эмоциональной выразительности живописи, тембр в музыке главный фактор её изобразительности, т. е. колорит является наиболее «музыкальным» элементом живописи, а тембр – наиболее «живописным» элементом музыки.

Примеры сопоставления колорита (цвета) в живописи и колорита (тембра) в музыке многочисленны. Известный художник В. Кандинский соотносил с определённым цветом тот или иной тембр. Голубой цвет ассоциировался у него с тембром флейты, красный – трубы, синий – виолончели.

Выдающиеся русские композиторы Н. Римский – Корсаков и А. Скрябин обладали так называемым «цветным слухом». Каждая тональность представлялась им «окрашенной» в определённый цвет и в связи с этим имела тот или иной колорит. Так, до мажор у Н. Римского – Корсакова – «белый», до минор – «багряный, несколько зловещий, трагический». Ми мажор «тёмный, сумрачный, серо – синеватый».

У некоторых композиторов зрительно – цветовые представления настолько сильны и ярки, что приводят к созданию звуковых музыкальных образов. Сопоставления музыки и живописи не ограничивались лишь областью колорита, тембра.

Ритм также является основой не только поэзии и музыки, но и неотъемлемым компонентом архитектуры и живописи. Семантически родственны ритмы стройных, восходящих линий в архитектуре и живописи, стройных восходящих голосов в музыке, восходящих лирических чувств в литературе. Существует двусторонняя связь между слуховым и зрительным восприятием. Эту связь уловили художники древности, которые сопровождали звучание музыки различными зрительными демонстрациями.

Цвета – звуковые ощущения характерны не только для композиторов, художников, искусствоведов. Они могут возникнуть у любого взрослого человека и у ребёнка.

Одной из форм непосредственного отклика ребёнка на музыку является детский рисунок. Исследователи детского рисунка отмечают, что рисунок ребёнка – это его рассказ, «выполненный в образной форме, который необходимо уметь прочитать».

Взаимодействие музыки и живописи в процессе музыкального восприятия влияют на характер детских рисунков. В результате такого взаимодействия происходит обогащение рисунков новым содержанием, творческое решение детьми изобразительных задач. Созданный рисунок

помогает детям более глубоко постичь музыкальный образ, содержание и выразительные средства музыки. Настроение музыки в рисунках детей чаще всего передаётся с помощью колорита, цвета; громкость, сила звучания – с помощью величины изображения, темп – динамичности движений.

Сопоставление произведений музыкального и изобразительного искусства является наиболее обоснованным при опоре на ассоциативно – образную связь, семантическое родство этих видов искусства. Дети передают в рисунках и процесс развития музыкального образа. Можно сказать, что в процессе рисования они «живут» в музыке, воплощая её динамичный характер, в ритме музыки дети рисуют снежинки, цветы и т. д.

В рисунках детей проявляется индивидуальный характер их восприятия: у одних превалирует слуховое восприятие, у других – зрительное. Это отмечается в тех случаях, когда дети рисуют два рисунка на одну и ту же тему: первый – после знакомства с музыкой, второй – после демонстрации картины (диапозитива). Если у детей преобладали зрительные впечатления, после знакомства с диапозитивом в значительной мере менялись цветовая гамма и даже композиция рисунков. У других детей первоначальное впечатление от музыки было настолько сильным, что картина (диапозитив) не оказывает существенного влияния на характер рисунков.

Занятия, на которых дети «рисуют музыку», всегда являются для них подлинным праздником. Звучание прекрасной, богатой оркестровыми красками музыки, большие листы бумаги и разноцветные краски, обязательная похвала педагога создают особую, эмоционально приподнятую атмосферу.

Дети, слушая музыку и воплощая её в своих рисунках, ощущают себя творцами красоты.

свернуть

Пойте детям перед сном...

«Баю-баюшки, баю

Милую свою баю,

Баю славную свою…»

Сколько ласковых слов находит мать, убаюкивая своё дитя. Малыш ещё не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную, он успокаивается, затихает, засыпает. Это первая в его жизни музыка. Она воспринимается малышом с магической силой, потому что исходит от самого родного, самого дорогого существа — матери.

Ритм колыбельной песни, обычно соотнесённый с ритмом дыхания и сердцебиения матери ребёнка, играет важную роль в их душевном единении. При такой внутренней настройке слова, образы песни проникают в глубину души маленького существа. Через колыбельную у ребёнка формируется потребность в художественном слове, музыке. Постепенно, привыкая к повторяющимся интонациям, ребёнок начинает различать отдельные слова, что помогает ему овладеть речью, понимать её содержание.

В некоторых колыбельных содержатся элементы нравоучений. Для народной культуры характерно стремление дать ребёнку основные ценностные ориентиры как можно раньше. Особое значение в песнях уделено колыбели — первому собственному месту ребёнка в этом мире:

«Висит колыбель на высоком крюку.

Крюк золотой, ремни бархатные,

Колечки витые, крюки золотые»

В таких колыбельных утверждается высшая ценность занимаемого ребёнком места, потому что для полноценного психического развития ребёнку важно утвердится в том, что место, занимаемое его «Я» в этом мире — самое хорошее, его мама — самая лучшая, а дом — самый родной.

Кроме осознания своего «Я», колыбельная песня знакомит ребёнка с пространством окружающего мира.

Когда ребёнок становится постарше, ему поют колыбельные сказочного содержания, в текстах которых решаются новые психологические задачи.

Но самое важное в колыбельной песне — это материнская нежность, любовь, которая придаёт малышу уверенность в том, что жизнь хороша, и если станет плохо — ему помогут, его не бросят. На этом глубинном чувстве защищённости, базового доверия к жизни будет основан потом жизненный оптимизм взрослого. Как неоценима важна такая уверенность для ребёнка, который войдёт в наш сложный, противоречивый и обманчивый мир!

А как важна привычка постоянного общения с матерью! В такие минуты общения к нежной песне присоединяется рассказывание сказок, историй, задушевные разговоры о самом главном на сон грядущий. А сон, как известно, дан человеку не только для отдыха, но и для глубинной обработки той информации, которая накопилась за день. Поэтому всё, о чём говорится перед сном, закладывается глубоко в душу человека и сохраняется там на всю жизнь.

ПОЙТЕ ДЕТЯМ ПЕРЕД СНОМ!

ПОЙТЕ, КАК МОЖЕТЕ. НА ЛЮБОЙ МОТИВ, УДОБНЫЙ ДЛЯ ВАС.

ГЛАВНОЕ — С ЛЮБОВЬЮ. ПУСТЬ ВАШИ ДЕТИ ТОЖЕ ВЫУЧАТ КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ И БУДУТ ПЕТЬ СВОИМ КУКЛАМ. ЭТО ИМ ПРИГОДИТСЯ, КОГДА ОНИ САМИ БУДУТ МАМАМИ И ПАПАМИ.

«Люли-люлющки-люли!                                                                       «Динь-дон. Динь-дон,

Все игрушки спать легли,                                                                     В переулке ходит слон.

К нам пришла Бабайка-                                                                        Старый, серый, сонный слон,

Скорозасыпайка!                                                                                  Динь-дон, Динь-дон.

Ласковый голосок,                                                                                Стало в комнате темно:

Шёлковый поясок…                                                                               Заслоняет слон окно,

Будет с нами до утра-                                                                            Или это снится слон?

Спите, глазки, спать пора»                                                                    Динь-дон, динь-дон.

И. Демьянов;                                                                                         И. Токмакова

 

«Не шурши ты, мышь, прошу,

Сон приходит к малышу.

Не грибы несёт тропинкой,

А зевки несёт в корзинке…

Позеваем сладко —

И уснём в кроватке!»

И. Демьянов

свернуть

Развитие творческого потенциала Ваших детей

По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека.

Зачем нужна ребёнку музыка? Странный, на первый взгляд,  вопрос, ответ на который с готовностью дадут не только педагоги, но и родители. Мы хотим видеть своих детей духовно богатыми людьми. Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Для достижения этой цели нет лучшего средства, чем занятия музыкой, импровизацией, которые призваны стать уроками жизни. Выдающиеся педагоги говорят о том, что детей следует как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий.

Музыкальные занятия со старшими дошкольниками направлены не только на достижение задач музыкального развития, но и, в большей степени, на целостное развитие личности, достижение ими школьной зрелости, выравнивание стартовых возможностей накануне  обучения в первом классе. Поэтому особое внимание мы обращаем на коммуникативные навыки детей, развитие эмоционально-волевой сферы.

Различные виды музыкальной деятельности предоставляют возможность всестороннего воспитания, раскрытия творческого потенциала у каждого ребёнка. В этом возрасте возрастает приоритет развития творческого воображения, так как именно эта способность влияет на успешность человека в других видах деятельности. Важным условием творческой составной является необходимость совместной игровой деятельности родителей с детьми, достижение эмоционального контакта, взаимопонимания в семье.

С чего же начинать решение этой важной и непростой задачи?

1. Поддерживать интерес ребенка к движению под музыку. При этом нельзя делать замечания ребёнку, даже если они вполне заслуженные. Главное – получение ребенком удовольствия от самого процесса движения под музыку.

2. Обогатить двигательный опыт детей под музыку. Для этой цели очень подходят совместное движение под музыку старших детей или родителей.

3. Важно учить воспринимать музыку, её характер, «видеть» ушами, фантазировать под музыку. Кстати, это даётся нелегко даже взрослым, поэтому можно учиться вместе с детьми.

4. Для импровизации можно  использовать атрибутику:  ленточки, шарфики, звёздочки, платочки, веночки, цветы.

Занятия музыкальным движением развивает зрение (бинокулярное зрение, глазомер, периферическое зрение). Кроме того, важно подчеркнуть роль профилактики глазных патологий, значение укрепления зрения для будущих дошкольников.

На пятом году жизни пение остаётся одним из любимых видов деятельности. В этом возрасте дети уже самостоятельно могут придумывать несложные песенки. Здесь важен накопленный багаж различных жизненных ситуаций, передача различных интонаций.

Для игры на детских музыкальных инструментах ребёнок может самостоятельно подбирать инструмент, по тембру соответствующий особенностям действий персонажа сказки, играть на нём.

При игре на металлофоне ребёнок может импровизировать своё имя, марш, плясовую.

Вот как выглядит  примерный алгоритм совместной творческой импровизации родителя с ребенком:

1.  Придумывается сказка (развивается мышление, речь, воображение).

2. При помощи музыкальных инструментов (использование самодельных шумелок, шуршалок и т.д.) озвучиваются герои (при совместном изготовлении музыкальных инструментов развивается мелкая моторика, воображение, тембровый слух, лексический запас слов).

3. Изображение и изготовление декораций  (кто, где, когда).

4. Придумывается песня героя, танец  (в соответствии со временем года).

свернуть

Театральная деятельность в детском саду

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.

Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

«Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место».

Б. М. Теплов

Содержание театрализованных занятий

Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коем случае сводится к подготовке выступлений.

Содержание театрализованных занятий включает в себя:

  • Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
  • Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
  • Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.

Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и жестами, мимикой, движением, костюмами.

Построение среды для театрализованной деятельности

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать.

  • Индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
  • Особенности его эмоционально-личностного развития;
  • Интересы, склонности, предпочтения и потребности;
  • Любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
  • Возрастные и полоролевые особенности;

Театр и родители?!

Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует участия родителей. Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками.

Важно участие родителей в таких вечерах в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Необходимо участие родителей в театральной деятельности. Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.

свернуть

Учим ребенка, слушать музыку

Очень часто родители считают, что ребенка не стоит приобщать к музыке, если сам ребенок не проявляет к ней особого интереса. Это не совсем верно. Ребенку необходимо слушать музыку. Первый опыт такой деятельности малыш получает в семье, слушая музыкальные записи, пение взрослых. Нельзя отрицать положительного влияния самостоятельной деятельности ребенка на развитие его музыкальности, вместе с тем продолжительные наблюдения за музыкальным развитием детей убеждают в том, что необходимым условием такого развития на раннем возрастном этапе является совместное восприятие музыки. К сожалению, родители редко слушают музыку вместе с детьми. В большинстве случаев они ссылаются на свою занятость или на активность самого ребенка. А между тем давно замечено, что музыка – самый благоприятный фон, на котором возникает духовная общность между людьми. Она помогает установить контакт между взрослым и ребенком.

В какой форме может быть выражено совместное восприятие музыки? Оно и в пении ребенка для своих родителей, и в совместном исполнении танцев, и разумеется в слушании музыки. В процессе совместного восприятия у ребенка возникает желание поделиться своими чувствами со взрослыми. А это очень важно и для установления духовного контакта между ребенком и взрослым и для начального этапа обучения слушанию музыки. Если вы хотите научить ребенка слушать музыку, постарайтесь сначала самостоятельно прочувствовать, понять то произведение, которое подобрали для малыша. Всем известно, что в отличие от такой области знаний, как литература, музыка не раскрывает, а передает настроение и мысли композитора, и влияет, прежде всего, на чувство слушателя. Поэтому для начала лучше выбрать небольшое произведение с хорошо выраженным характером, настроением и ясной мелодией. Для старших дошкольников это может быть одна из пьес, специально написанных для детей, например из “Детского альбома” Чайковского. С интересом слушают дети музыку в исполнении оркестра народных инструментов. После прослушивания заведите беседу с ребенком о прослушанной музыке. Главное, чтобы прослушанное произведение нашло эмоциональный отклик в душе ребенка. Маленькие дети охотно слушают народные мелодии, музыку плясового характера, любят колыбельные.

Как же учить ребенка слушать музыку? Существуют самые различные приемы. Многие родители считают, что лучше обучение музыки получать в специальной школе. В какой-то мере они правы: ребенок научится играть и слышать музыку профессионально. Но это не единственный путь приобщения ребенка к музыке. Очень хорошо, когда на первых этапах восприятия музыки помощником становится близкий ему человек. Если ребенок слушает музыку в одиночестве, то он может отвлечься. Но если же эту музыку ребенок слушает вместе с родителями, то он выражает свои эмоции, радуется. Очень полезно слушать музыку вместе со сверстниками, дети стремятся, как можно ярче передать товарищу свои впечатления от музыки, выразить их в двигательной активности.

Информацию в выборе музыкальных произведений для прослушивания в соответствии с возрастом, родители могут почерпнуть в специальной литературе “Как рассказывать детям о музыке”; “Про трех китов”. Не нужно стремиться заводить сразу большую фонотеку. Наблюдения показывают, что маленькие дети с удовольствием слушают много раз одни и те же полюбившиеся им произведения. Можно организовывать музыкальные вечера в интересной форме, музыкальные номера подготовленные заранее. Детям постарше доставляет удовольствие рисовать под музыку. Нужно стремиться всячески, активизировать и поощрять фантазию ребенка при восприятии музыки. Родителям можно придумать несложные игры, подобрать музыкальные отрывки, имитирующие шум моря, стук дождя и попросить ребенка узнать воспроизведенные в музыке явления. Если не все сразу получается, как вам хотелось, не показывайте своего огорчения, а попробуйте спокойно разобраться в том, что и почему не удалось из задуманного. Следует помнить, что жизнь ребенка не любящего музыку беднее, чем духовный мир его сверстника понимающего музыку и знающего ее.

свернуть

Как организовать театр дома

Мир изменился до неузнаваемости с момента появления сказок. Что в них такого, что позволяет им существовать столько времени? Нас, современников, и древние народы, которые начали сочинять сказки, очень многое рознит, кроме устройства психики. Ребенок обожает сказки в период своего самого интенсивного развития, в дошкольном возрасте. Наши малыши запоминают их, требуют повторять, переделывают, сочиняют сами, отождествляют себя с различными персонажами. Сказки просто не могут не влиять на их внутренний мир.

Вы с удовольствием читаете детям сказки, рассматриваете иллюстрации, а я предлагаю организовать домашний театр.

Создание домашнего театра для большинства детей игра куда более увлекательная, чем традиционные дочки-матери или машинки. К тому же, в этом процессе обязательно участие взрослых – подготовка костюмов, декораций, распределение ролей. Это не так сложно, как кажется на первый взгляд.

Трехлетние малыши еще не готовы разучивать роли и выходить на импровизированную сцену перед родными и соседями, поэтому для них идеален кукольный театр. Он очень похож на привычную игру с игрушками – если вам не хватает реквизита, подключайте фантазию: пусть зеленое полотенце будет травой, а голубой шарфик – речкой. Для начала вы вполне можете сами разыграть знакомую малышу сказку. Со временем и он включится в игру, выбрав для себя любимого персонажа.

В такой игре ребенок может создать свой маленький мир и почувствовать себя режиссером, творцом происходящих событий. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, а также логичность и самостоятельность мышления. Любые выступления раскрепощают ребенка, помогают ему побороть стеснительность.

Потребуется собрать несколько детей, пригласив друзей по площадке или детскому саду, выбрать сказку – недлинную и знакомую всем ребятам, распределить роли. С последним может возникнуть проблема – положительных героев наверняка захотят играть все, а как же быть с злыми мачехами и колдуньями? Убедите малышей, что отрицательные персонажи могут быть очень забавными. Так, например, мачеху вполне может сыграть мальчик - получится смешно. Для себя вы можете оставить роль автора – кто-то же должен вести повествование: «В тридевятом царстве…» и, если потребуется, суфлировать маленьким артистам.

При подготовке костюмов в ход пойдут старые платья, платки. Их необязательно резать – где-то достаточно подколоть булавками, где-то сделать пару стежков. Для грима пожертвуйте содержимым своей косметички. Несколько сложнее обстоит дело с декорациями – их подготовка в домашних условиях может занять время, поэтому старайтесь ограничиться минимальным количеством, задействуя предметы мебели.

Главное помните, что дети – не актёры. У них не хватит терпения оттачивать свою роль, поэтому не пытайтесь добиться от них идеальной слаженности, чтобы не отбить всякий интерес к вашей увлекательной затее.

Можно создать и мини кукольный театр. Установите гладильную доску, накройте ее портьерой, за которой будут прятаться юные актеры. Наручные куклы можно изготовить самим или купить в магазине наборы для кукольного театра. И не забудьте поблагодарить начинающих артистов бурными овациями.

Не жалейте времени на домашние постановки - результат будет стоить того, ведь для детишек это будет настоящий праздник.

свернуть

Здоровье и музыкальное воспитание ребёнка

— Давай, зайчик споём песенку! – ласково говорит маленькая Маша плюшевому зайцу и начинает звонко выводить тоненьким голосом, срываясь на крик: «Та-ра-ра! Та-тра-ра! Ту-ру-ру! Ту-ру-ру!»

— Замолчи! Голова болит от твоего крика! Поиграй тихонько, как все хорошие девочки делают, — строго прерывает Машу мама, не отрываясь от хозяйственных дел.

Действительно, слишком громкое, крикливое пение может вредно сказаться на слабых детских голосовых связках, кроме того оно отрицательно влияет на нервную систему детей, создаёт излишнее возбуждение, утомляет. Неприятно оно и для окружающих, но что делать, если ребёнок хочет излить избыток энергии не только в движении, но и в звуке, если он сам тянется к музыке и к песне, как наиболее доступному и понятному для него музыкальному жанру? Важно умело использовать организовать и направить эти стремления ребёнка, чтобы они служили ему не во вред, а на пользу. А это значит научить малыша внимательно слушать музыку, понимать и разделать те, настроения, чувства, которые она передаёт, воспроизводить замысловатые мелодии, не форсировать звук, добиваться, чтобы он звучал естественно и свободно.

Задача, о которой идёт речь, вполне под силу мамам и папам, дедушкам и бабушкам, старшим братьям и сестрам ребёнка. Тут не требуется особых музыкальных и педагогических познаний: ведь речь не идёт о том, чтобы готовить из малыша музыканта или певца. Достаточно привить ему несложные навыки слушания музыки и приобщить к пению в таких пределах, которые доступны и необходимы каждому человеку.

Чем раньше начнётся музыкальное воспитание ребёнка, тем более эффективно будет служить музыка совершенствованию его духовных и физических сил. Первые шаги, направленные на развитие способностей малыша к восприятию музыки, можно предпринимать уже на третьем месяце его жизни. И, как отметил композитор и педагог И.В.Якушенко: «Здесь родителям принадлежит особая роль». Недаром на протяжении многих веков знакомство человека с музыкой начиналось с колыбельной песни, которые матери поют, укачивая ребёнка.

Обычно в возрасте 2,5 – 3 месяца ребёнок уже способен сосредоточить внимание на звучание музыки и эмоционально реагировать на неё. Малышу доставляет радость, когда взрослые не громко и ласково напевают ему или наигрывают на губной гармошке спокойные мелодии. Таким образом, музыка помогает поддерживать радостное настроение ребёнка. А это очень важно, потому что положительные эмоции способствуют здоровому развитию нервной системы и благотворно влияют на организм: протекание основных физиологических процессов: дыхания, сердечной деятельности, обмена веществ.

Первые контакты с музыкой способствуют так же развитию внимания и обеспечивают тренировку слуховых органов, необходимые для нормального здорового развития слуха ребёнка. Напевая или наигрывая простейшие мелодии в возрасте 2,5 – 6 месяцев, нужно следить, насколько он быстро реагирует на звук, отыскивает источник звучания, как долго может сосредотачивать внимание на музыке. Всякий раз, как только оно ослабевает, лучше прекратить пение, чтобы не утомлять малыша. Вначале у ребёнка появляется способность внимательно слушать музыку или пение на протяжении 20 – 30 секунд, затем постепенно это время увеличивается.

Не рекомендуется в комнате, где находиться малыш, включать на полную мощность радио, магнитофон или проигрыватель, даже если звучит спокойная мелодичная мелодия.

Проводились специальные опыты, когда в помещении, где находились новорожденные, воспроизводили записанные на магнитофонную ленту звучание биения сердца спокойно отдыхающей женщины-матери. Прослушивание этой записи действовало на младенцев успокаивающе. В то же время, звучание записи биения сердца взволнованной женщины-матери вызывало у малыша тревогу, беспокойство. На этом основании отдельные исследователи склонны видеть в звуках биения материнского сердца первую ритмическую музыку, создающую определённое настроение ребёнка.

Постепенно у детей формируется всё более чуткое ощущение взаимосвязи движений с музыкой. На втором году жизни ребёнка можно начинать понемногу знакомить с простейшими плясовыми движениями, последовательно усложняя их с возрастом. Пляска и танец активно помогает здоровому развитию костно-мышечной системы и формированию правильной осанки. А правильная осанка не только красиво, она обеспечивает нормальное положение и функционирование всех внутренних органов и, таким образом, способствует укреплению здоровья.

Разучивание плясок с детьми строится по принципу подражания малыша движениям взрослого. Хорошо, если в пляске участвуют сразу несколько детей. Однако в семье ребёнок нередко растёт один среди взрослых. В таком случае полезно использовать детские игрушки в качестве партнёров малыша по пляске или танцу. Можно так же рассаживать игрушки, как зрители, перед которыми пляшет малыш. Когда ребёнок начинает понимать речь и затем сам овладевает ею, мир его слуховых впечатлений значительно расширяется. Постепенно малыш приобретает способность улавливать музыкальное звучание в самой речи, в особенности в стихах. Вместе с тем особый интерес приобретает для них жанр песни, потому что теперь он может воспроизводить не только песенную мелодию, но и слова, улавливать внутреннюю эмоциональную связь между словом и музыкой. В этот период слушание и разучивание песен помогает совершенствовать и развивать слуховые навыки ребёнка, расширять его активный словарный запас, улучшать дикцию. Не случайно пение используется в качестве эффективного средства для исправления целого ряда речевых дефектов, которые нередко наблюдаются у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Так, с помощью пения выпрямляют невнятное произношение отдельных звуков, искореняют нездоровую привычку к скороговорке и проглатыванию окончаний у слов, а также вылечивают от заикания. В этом отношении особенно полезны песни замедленного ритма, исполнение которых приближается к речитативу.

Некоторые приёмы, служащие для исправления дефектов в произношении отдельных звуков, могут быть легко использованы и в процессе музыкального воспитания ребёнка в семье. Например, если нужно ликвидировать картавость или произношение звуков «р», «л», полезно почаще напевать вместе с ребёнком мелодии без слов, используя междометья, где повторяются эти звуки: «Ту-ру-ру», «Тра-ля-ля» и т.п. Пение помогает совершенствовать голосовой аппарат и вокально-слуховую координацию, укрепляет голосовые связки, способствует здоровому развитию дыхания. Но эти огромные возможности, оздоровительного влияния, заложенные в пении могут в полной мере проявиться только в том случае, когда взрослые члены семьи учитывают возрастные особенности ребёнка, не перегружают его неокрепший голосовой аппарат непосильной нагрузке. Нельзя допускать, чтобы в песне малыш форсировал звук и срывался на крик. Взрослые должны указать ему, что громкое пение уместно только где-нибудь в большом зале, на сцене, а не дома в семейном кругу. Дома или во время прогулки оно не красиво. Следует показать ребёнку на примере, насколько приятной, когда песня звучит негромко.

Важно добиваться, чтобы дети пели без напряжения. Нельзя разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду, потому что это вредно для голосовых связок и может привести к простуде. Неокрепший голосовой аппарат ребёнка требует бережного обращения и охраны от перегрузок и вредных факторов.

Интерес и стремление к пению проявляется у детей довольно рано. Уже к концу первого года, слушая песню, малыши делают попытки вторить мелодии своим лепетом. Основная речь, они начинают подпевать отдельные знакомые слова песни. Это стремление у ребёнка нужно своевременно подмечать и всячески поощрять. Таким образом, первые шаги в развитии певческих навыков, ребенок делает как бы непроизвольно, подражая пению взрослых.

Примерно на 4-м году жизни, когда певческие способности ребёнка несколько разовьются, а его голос окрепнет, следует специально разучивать с ними детские песни. Начинать следует с наиболее простых и коротких произведений. Вначале нужно, чтобы ребенок несколько раз прослушал песню в записи или в исполнении взрослого. Затем проверить, задавая вопросы, всё в ней понятно ребёнку, тогда он с удовольствием выучит слова и мелодию, будет петь. Сначала ребёнок поёт вместе с взрослым, подпевая лишь отдельные слова, фразы, а затем постепенно всю песню целиком. Лишь после таких тренировок, совместном исполнении, малышу можно предложить спеть самостоятельно. На первых порах взрослым ещё приходиться помогать ребёнку, подсказывать слова, потом к такой помощи прибегают всё реже и реже.

Необязательно песню разучивать в один приём. Занятие пением не должны быть излишне продолжительными, чтобы не наскучить малышу.  Кроме того, следует помнить, что у ребёнка слабые недостаточно развитые голосовые связки, и их не стоит утомлять продолжительным пением. Лучше всего чередовать пение со слушанием музыки или с играми и плясками под музыку. Песня – самая популярный и любимый жанр у детей дошкольного возраста. По отношению к этому жанру особенно наглядно проявляется их активность, тут они охотно становятся не только слушателями и исполнителями, но порой и творцами. Действительно, дети любят петь о том, что их занимает и волнует, на ходу импровизируя незамысловатую мелодию или складывая текст. Стремление к «песенному творчеству» заслуживает бережного отношения и поддержки со стороны взрослых.  Обычно музыкальным сочинительством начинают заниматься дети, которые уже знают много песен, любят и умеют петь. А чтобы у ребят были любовь и умение петь, должны позаботиться в первую очередь их родители, бабушки и дедушки.

К сожалению, встречаются родители, которые не желают заниматься с детьми музыкой, учить их петь, ссылаясь на то, что у ребёнка отсутствует музыкальный слух. Это глубоко ошибочный подход к делу, потому что слух, как и любые способности, формируется в процессе тренировки. Общение с музыкой, слушание песни, и попытки их самостоятельного исполнения – вот лучший путь развития музыкального слуха. Если, несмотря на заботу все старания взрослого ребёнок испытывает небольшие затруднения при пении искажает мелодии песен, то бывает полезно обратиться к врачу. Причиной затруднённого и фальшивого пения могут оказаться дефекты слуха, отсутствие необходимой координацией между слуховыми ощущениями и голосовым аппаратом, а так же какое либо заболевание горла.  Врач  даёт рекомендации, даёт лечение. Огромное значение для успешного осуществления музыкального воспитания ребёнка в семье имеет правильный подбор репертуара для занятий с малышом. В этом отношении большую помощь родителям могут оказать выпускаемые сборники произведений для детей, а так же диски для детей. Трудно переоценить значение музыкального воспитания в семье. Общение с музыкой обогащает внутренний мир малыша, даёт ему духовную закалку на всю жизнь и, таким образом служит незаменимым средством «гигиены души». Музыка способствует формированию характера, взглядов и отношений ребёнка к внешнему миру. Музыка в значительной мере способствует здоровому развитию всех духовных и физических сил ребёнка.

свернуть

Охрана певческого голоса и профилактика его нарушений

Пение представляет собой психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем – дыханием, кровообращением, эндокринной системой и др. Поэтому важно, чтобы при пении ребёнок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Именно непри нуждённость является важнейшим физиологическим критерием работы голосового аппарата.

Строение органов голосообразования ребёнка сильно отличается от аналогичных органов взрослого человека:

• гортань расположена выше, чем у взрослых (лишь к 7-8 годам опускается до 7-го шейного позвонка);

• голосовая мышца ещё не сформирована (её место занято соединительной тканью, железами и сосудами); голосовые связки при пении колеблются только своими краями, смыкаясь неполно, оставляя небольшую щель по всей длине;

• отсутствует дифференциация между работой мышц, участвующих в процессе дыхания и голосообразования, поэтому при пении дошкольники чаще всего дышат, поднимая плечи. От этой привычки их следует отучить именно в дошкольном возрасте, работая над навыками более глубокого и равномерного дыхания;

• объём лёгких небольшой и поэтому грудное резонирование в большинстве случаев отсутствует.

Звук детского голоса отличается мягкостью, «серебристостью», головным звучанием и ограниченностью силы звука. И поэтому детям вредит громкое пение, крик, горячие и холодные напитки, пение на холодном воздухе. Очень полезно закалять горло полосканием. Каждое утро, почистив зубы, наберите глоток воды и, немного запрокинув голову назад, протяжно произнесите следующие звуки: А-а-а Э-э-э И-и-и О-о-о У-у-у Произносить звуки надо поочерёдно: на каждый новый глоток воды – новый звук.

С целью охраны детского голоса следует:

• учитывать певческий диапазон ребёнка при подборе репертуара и использовать для исполнения произведения, доступные по диапазону для конкретного ребёнка, а диапазон у дошкольников сравнительно невелик – в среднем ре1-до2 к старшей группе. Поэтому вредно исполнение детьми взрослого репертуара, если он не подходит по диапазону да ещё и громким крикливым звуком.

• беречь голос ребёнка от ненужного перенапряжения (не петь долго, не просить петь громче, не повторять бесцельно песню и т.д.);

• соблюдать элементарные правила гигиены голоса и слуха; • организовывать правильный речевой режим дома , организовывать спокойные, тихие игры;

• устранять причины, вызывающие нарушения нормального голосообразования: своевременно лечить риниты, заболевания ушей, верхних дыхательных путей. Правильное звучание детских голосов соответствует таким понятиям как звонкое и лёгкое по тембру, негромкое( умеренное по силе, нефорсиро- ванное).

свернуть

Советы родителям от музыкального руководителя

1 Не раздражайтесь, когда ребёнок пытается играть на каком-либо инструменте, а наоборот, стремитесь к тому, чтобы это заинтересовало его.

2 Обратите внимание на самостоятельную музыкальную деятельность вашего ребёнка.

 3. Покупайте музыкальные инструменты и игрушки, играйте на них сами, играйте вместе с детьми.

4. Водите ребёнка в театр, на концерт, где участвуют дети.

5. Следите за тем, чтобы ваш ребёнок почаще слушал и смотрел детские музыкальные теле-и-радиопередачи.

6. Пошлите заявку на радио или телевидение с просьбой исполнить любимое произведение вашего ребёнка.

7. Накапливайте детскую фонотеку.

8. По возможности старайтесь знакомить детей с композиторами.

9. Музицируйте дома с детьми (пойте, играйте на муз. инструментах, танцуйте) .

10. Предлагайте детям разнообразную музыку.

11. Отдайте ребёнка в музыкальную школу (по возможности) .

12. Обсуждайте с детьми просмотренные спектакли, концерты.

13. Помогите придумать ребёнку музыкальную сказку, сценку.

14. Интересуйтесь тем, что узнал нового ребёнок на музыкальном занятии в детском саду.

15. Обязательно присутствуйте и по возможности участвуйте на утренниках и вечерах развлечений в детском саду.

16. Бывая на природе, обращайте внимание ребёнка на «звуки музыки» вокруг нас (музыку природы) .

17. После концерта или спектакля побуждайте ребёнка к передаче впечатлений в рисунке, рассказе и других формах.

свернуть

БАЦЬКАМ АБ МУЗЫЧНЫМ ВЫХАВАННІ

Нароўні з фізічным, маральным разумовым выхаваннем дзіця ў сям'і атрымлівае ўяўленні аб прыгажосці і атрымліваецца ствараць прыгожае. Працэс зразумення прыгожага, які адбываецца ў душы дзіцяці, складаны і важны, таму бацькі павінны беражліва ставіцца да яго. А мы не павінны забываць бацькоў, недаацэньваць іх ролю ў гэтым працэсе.

Бацькі шмат што могуць зрабіць, напрыклад, у развіцці ў дзіцяці цікавасці да музыкі, асабліва тыя з іх, якія ўмеюць граць на музычных інструментах, добра ведаюць розныя казкі, песні.

"Выдатнае падахвочвае добрае" - кажа кампазітар Д. Б. Кабалеўскі.

Дзіця не заўсёды сам можа ўбачыць і зразумець прыгожае, у гэтым яму павінны дапамагчы дарослыя. Перш бацькі павінны азнаёміцца з утрыманнем музычнай дзейнасці у дзіцячым садзе: з музычнымі заняткамі, святамі, вечарамі вольнага часу.

Бацькі павінны зразумець асноўныя мэты і задачы, якія ставіць перад сабой музычны кіраўнік, ажыццяўляючы музычнае выхаванне дзяцей. Маці і бацькі павінны цікавіць выказванні свайго дзіцяці пра музыку і музычных занятках, сам працэс музычнага росту дзіцяці. Дзелячыся сваімі назіраннямі за дзецьмі, бацькі могуць даць музычнаму кіраўніку шмат каштоўных саветаў.

Наведванне бацькамі музычных заняткаў дае магчымасць убачыць хлопцаў у працэсе навучання ўсіхвідаў музычнай дзейнасцi.

      Вы, таварышы бацькі, зможаце ўбачыць, чым займаюцца хлопцы, якія патрабаванні прад'яўляюцца да спеваў, рухам, наколькі сур'ёзная працавядзецца па слуханні музыкі, прывіццю дзіцяці музычнага густу, развіццю музычных веды.

Сёння амаль у кожнай сям'і ёсць магнітафон, музычны цэнтр, тэлевізар, хатні кінатэатр, радыё. Усе гэтыя тэхнічныя сродкіпрадастаўляюць шырокія магчымасці далучэння дзяцей да прыгожага, развіцця ў іх пазнавальных інтарэсаў.

     У музычнага кіраўніка вы можаце атрымаць параду як заняцца дома з дзецьмі па развіцці музычнага слыху, навучыць гульні на дзіцячых музычных інструментах, разнастайна адзначыць Дзень нараджэнне дзіцяці дома.

Сумесныя намаганні бацькоў і музычнага кіраўніка, несумненна, станоўча адаб'юцца на выхаванні музычнай культуры дзяцей.

свернуть

АСАБЛІВАСЦІ ДЗІЦЯЧЫХ СПЕВАЎ

Спевы з'яўляецца асноўным сродкам музычнага выхавання. Дзеці любяць спяваць, спяваюць ахвотна. Пры гэтым яны актыўна выказваюць свае перажыванні, пачуцці і глыбей ўспрымаюць музыку. Словы ў песні дапамагаюць дзецям зразумець змест і характар музыкі. Дзеці лепш успрымаюць мелодыю з голасу, чым прывыкананні на інструменце. Спевы развівае ў дзяцей музычныслых, пачуццё рытму, здольнасць ўспрымаць мелодыю па памяці. Спевы аказваюць вялікую дапамогу ў развіцці прамовы, бо пры спевах даводзіцца вымаўляць словы працяжна, нараспеў, а значыць, шырока раскрываецца рот, актыўна працуе мова. Гэта спрыяе правільнаму вымаўленню асобных гукаў і слоў.

Пры выкананні гігіенічных умоў (спевы ў праветраным памяшканні або на свежым паветры ў цёплае надвор'е) спевы спрыяюць развіццю лёгкіх і ўмацаванню галасавога апарата. На думку лекараў, спевы з'яўляецца лепшай формай дыхальнай гімнастыкі!

Спяваць любяць усе дзеці! Пачынаючы з двух гадовага ўзросту, дзіця ўжо сам можа выконваць знаёмую яму песеньку з мультфільма або музычнай праграмы. Задача бацькоў актыўна заахвочваць спевы дзіцяці і дапамагаць яму, не зважаючы на якасць выканання на першых сітавінах.

Сістэматычныя музычныя заняткі ў дзіцячым садзе дапамогуць вашаму дзіцяці ўдасканальваць свае спевы і ўвядуцьяго ў велізарны і выдатны свет музыкі, падораць радасць зносін з імi! Дайце магчымасць дзіцяці наведваць усе без выключэння музычныя заняткі, і вынікі гэтага вас прыемна здзівяць!

свернуть