Советы педагога-психолога

Занятия для дошкольников по профилактике насилия с элементами тренинга

Телефоны первой необходимости

Куда обращаться за помощью     

В настоящий момент в Республике Беларусь на основе международных документов создана достаточно масштабная система защиты прав и свобод ребенка, в том числе, от насилия и жестокого обращения. Такую деятельность ведут разные органы и учреждения: комиссии по делам несовершеннолетних, органы образования, опеки и попечительства, социальной защиты, здравоохранения, внутренних дел. Образовательные учреждения, помимо помощи в защите прав, оказывают психолого-педагогическую и социально-педагогическую помощь детям, пострадавшим от насилия.

Если ребенок столкнулся с насилием, необходимо обратиться к специалистам. Можно обратиться к психологу, работающему в детском саду, если же ребенок – школьник, стоит посетить социально-психологическую службу школы.

Сайт kids.pomogut.by

Онлайн-консультирование (информационная, психологическая, правовая поддерж­ка детям, пострадавшим от насилия в интернете, а также родителям и другим свидете­лям).

Telegram

  • Telegram-бот @plecho_druga_bot

Психологическая поддержка детей, пострадавших от насилия и свидетелей насилия, а также их родителей. Анонимно, конфиденциально, бесплатно.

  • Telegram-бот @kids_lawyer_bot

Бесплатное юридическое консульти­рование детей и родителей. Помощь оказывает Белорусская республиканская коллегия адвокатов.

  

Республиканский центр

психологической помощи:

 

Контактный номер телефона: 8–017–300–10–06,   8–017–300–23–21

Специалисты работают в том числе с учащимися, родителями и педагогами, оказавшимися в кризисных и затрудни­тельных жизненных ситуациях.

 

Номера телефонов для детей и членов их семей,

оказавшихся в ситуации сексуального насилия:

102

  • экстренный вызов милиции: 102
  • телефон доверия МВД по вопросам домашнего насилия и жестокого обращения с детьми: 8–017–218–72–22
  • приемная Национальной комиссии по правам ребенка:

г. Минск, ул. Кирова, 16, каб. №1

  • телефон доверия для детей и под­ростков (24/7, анонимно) 8–017–263–03–03

8-017-218-72-22

8-017-227-31-38

8-017-263-03-03

Правоохранительные органы

Если в отношении ребенка совершено

правонарушение или преступление,

обращайтесь в правоохранительные

органы по телефону: 102

свернуть

Профилактика насилия в семье

Родителям о выполнении Декрета Президента Республики Беларусь №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»

Для счастливого детства, благополучного развития ребенка нужно личное счастье пап и мам, нужна гармония, успешная семья, способная обеспечитьосновные, базовые потребности ребенка.

Однако, к сожалению, далеко не все родители осознают свою ответственность за воспитание и содержание детей и обеспечивают им достойный уровень жизни.

В целях обеспечения защиты прав и законных интересов  детей в неблагополучных семьях, повышения ответственности родителей, не выполняющих обязанности по воспитанию и содержанию своих детей издан Декрет Президента Республики Беларусь №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях.

Дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители  ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, ненадлежащее выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении.

Ребенок, находящийся в социально опасном положении- это лицо в возрасте до 18 лет, которое находится в обстановке,  представляющей  опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей  требованиям, предъявляемым к его воспитанию или содержанию.

К несовершеннолетним, нуждающимся в государственной защите  относятся дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, признанные комиссией по делам несовершеннолетних из числа детей, находящихся в социально опасном положении.

Государственные органы, органы внутренних дел, медицинские учреждения, ЖЭК, граждане, располагающие сведениями о детях, находящихся в социально опасном положении, обязаны немедленно сообщать об этом руководителю дошкольного образования, в социально-педагогическую и психологическую службу учреждения образования, орган опеки и попечительства.

В соответствии  со ст.67 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, воспитание признается ненадлежащим, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, если ребенок находится в социально опасном положении.

Обязанности родителей в отношении детей определены в ст. 65 (права и обязанности семьи), ст.73 (обязанности родителей по защите прав и законных интересов ребенка), ст.74 (место жительства), ст.75 (воспитание детей), ст.90 (пределы полномочий родителей в управлении делами ребенка) Кодекса о браке и семье.

Оценка риска семейного неблагополучия несовершеннолетних:

  • Ненадлежащий досмотр ребенка, отсутствие родителей, оставление ребенка на третьих лиц
  • Неопрятный внешний вид ребенка, отсутствие сезонной одежды и обуви
  • Эпизодически нетрезвое состояние родителей
  • Несвоевременная оплата за питание в дошкольном учреждении
  • Следы побоев у ребенка
  • Установленные факты жестокого обращения с ребенком
  • Атисанитарное состояние квартиры
  • Факты бытового пьянства
  • Наличие долга за коммунальные услуги

Основные направления деятельности по выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите:

  • Изучение условий жизни и воспитания несовершеннолетних в семье: посещение педагогами ДОУ по месту жительства . При посещении семьи педагоги дают оценку материально-бытовым условиям воспитания и проживания ребенка: санитарно-гигиеническое состояние, наличие необходимой мебели, бытовой техники. Обращается внимание на наличие у ребенка отдельного спального места, места для занятий и игр, игрушек, книжек, детских развивающих игр и пособий, сезонной одежды и обуви. С позволения родителей комиссия педагогов производит осмотр содержимого холодильника, с целью определения наличия необходимых продуктов питания.  При родителях составляется акт обследования условий воспитания и проживания ребенка. Акт подписывают члены комиссии и родители.
  • Анализ участия родителей в жизнедеятельности учреждения образования
  • Анализ обращений близких родственников, соседей и других граждан: В государственном учреждении образования «Ясли-сад  №10 г. Орши» ведётся журнал учёта информации о семейном неблагополучии, поступающей в учреждение образования. По каждому сигналу проводится социальное расследование, в ходе которого собирается максимально полная информация о семье ребенка: собирается информация из РОВД, ПУ «Оршагаз», РПЦ, детской поликлиники, «Энергосбыт», ГРОЧС, с места работы родителей .Результаты социального расследования в отношении семей  рассматриваются на заседании педагогического совета. В результате анализа полученной информации  принимается решение о наличии либо отсутствии неблагоприятной обстановки для ребенка в семье.
  • Учет посещения несовершеннолетними дошкольного учреждения
  • Контроль за семьями, установившими опеку над несовершеннолетними
  • Просветительская и профилактическая работа с родителями по вопросам половой неприкосновенности, жестокого обращения с несовершеннолетним. В период с 07.09.2020 по 14.09.2020 в дошкольном учреждении проходит декада правовых знаний. Родителей знакомят с правами и обязанностями  по воспитанию и содержанию ребенка согласно законодательства РБ, с правами и обязанностями ребенка.

 

свернуть

Рекомендации родителям по выявлению жертв насилия и профилактике жестокого и насильственного обращения с детьми

Принято считать, что самое безопасное место для ребенка – это его дом, семья. Казалось бы, действительно, – именно здесь рядом с ребенком находятся люди, которые призваны любить и защищать его, заботиться о нем. Однако в последнее время все чаще приходится слышать о случаях жестокого обращения с детьми родителей и других членов семьи. Проблема насилия над детьми стоит достаточно остро во всем мире – и в то же время остается в тени, потому что немногие готовы говорить о ней публично и открыто.

Факторы уязвимости детей

С младенческого возраста дети всегда были и остаются уязвимыми по отношению к различным формам насилия, в том числе, в их семьях. Почему так происходит? Специалисты, работающие в этой области, выделяют три основных фактора детской уязвимости:

  • отсутствие информации о домашнем насилии у родителей и детей;
  • бессилие и зависимость детей;
  • изолированность детей.

Дети не имеют необходимой информации о насилии в семье. Ребенок, с которым постоянно жестоко обращаются родные и который является свидетелем домашних скандалов, часто даже не представляет, что все может быть по-другому. Он воспринимает происходящее как норму. С другой стороны, и родители не рассматривают семейные скандалы, телесные наказания, игнорирование и оскорбления как формы насилия в отношении детей.

Ребенок зависит от родителей, авторитет которых для детей, особенно маленьких, непререкаем. В результате дети часто зависят как раз от тех людей, которые могут с ними жестоко обращаться. Маленький ребенок не способен просто уйти из дома и спрятаться от насилия. В то же время, он испытывает страх от того, что его могут наказать, ударить, или от того, что видит, как папа бьет маму. Ребенок не в состоянии понять, почему самые дорогие для него люди причиняют боль ему или друг другу. Он начинает интуитивно искать объяснения происходящего, часто обвиняя себя. В результате у ребенка формируется чувство вины, которое «программирует» его поведение на всю жизнь и приводит к тому, что, став взрослым, он снова страдает от насилия уже в своей собственной семье.

Дети изолированы от источников помощи и знаний. Если взрослые в ситуации насилия могут обратиться к друзьям, соседям, знакомым, специалистам, то у маленького ребенка нет такой возможности. Изолированность заключается еще и в том, что доступ маленьких детей к любым службам помощи возможен лишь при участии взрослых. Дети часто не знают, что могут рассказать о своих проблемах кому-то из взрослых: воспитательнице в детском саду или учительнице в школе, родителям друга или руководителю художественной секции.

Все это приводит к тому, что огромное количество детей в мире ежедневно подвергаются жестокому обращению. Факты свидетельствуют: число несовершеннолетних, пострадавших и погибших от насилия со стороны родителей, растет с каждым годом. Помимо этого, дети все чаще становятся свидетелями ссор между родителями или другими членами семьи, что также негативно влияет на благополучие ребенка, его развитие, и повышает риск применения насилия в отношении него.

Сексуальное насилие над детьми - это любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции:

  1. ласка, эротизированная забота;
  2. демонстрация половых органов, использование ребенка для сексуальной стимуляции взрослого;
  3. изнасилование или растление, орально-генитальный контакт;
  4. сексуальная эксплуатация (порнографические материалы с детьми);
  5. проституция.

Жертвами сексуальных преступлений чаще всего становятся:

-         дети с гипоопекой — те, о ком недостаточно заботятся, уделяют мало внимания, не дают эмоциональной поддержки;

-         дети, которых игнорируют;

-         дети, которые утратили доверие по отношению к родителям и взрослым;

-         в группу риска также входят малыши, пережившие жестокое обращение, домашнее насилие, побои.

Как защитить ребенка?

Лучший способ защитить детей – вооружить их знаниями. Учить детей правилам безопасности надо постоянно, меняя формы и подходы по мере взросления ребенка. Не следует запугивать ребенка, рассказывая ему ужасные истории. Страх обезоруживает и парализует; он помешает ребенку правильно вести себя в опасной ситуации.

Некоторые родители боятся убить в детях доверие к окружающим людям и к миру в целом, поэтому предпочитают не говорить об опасностях, которым может подвергнуться ребенок. Этого не произойдет, если во время таких бесед родители будут повторять ребенку, что большинство людей достойны доверия, но есть и такие – их, к счастью, немного – кто способен причинить вред. А поскольку отличить одних от других бывает трудно, надо соблюдать правила безопасности.

Разговаривая с ребенком старшего дошкольного и младшего школьного возраста, родители могут использовать приведенные далее рекомендации.

Объясните, чем «нормальные» прикосновения (похлопывания, объятия) отличаются от «ненормальных», вызывающих у ребенка дискомфорт или смущение. Можно объяснить, что «ненормальные» прикосновения – это когда кто-то касается тех частей тела, что скрыты под одеждой. Обязательно объясните и то, что ребенку тоже не следует трогать взрослого в этих местах, даже если он говорит, что в этом нет ничего страшного. Кроме того, полезно рассказать ребенку о нежелательных поцелуях.

Дети должны знать, что у них есть право распоряжаться своим телом и право говорить «нет», когда кто-то «ненормально» прикасается к ним. Стоит также объяснить ребенку, что, если взрослый трогает его за руки, ноги, плечи, спину или лицо таким образом, что ребенку это неприятно, надо сказать взрослому о своих ощущениях и попросить прекратить.

Скажите, что ребенок сразу должен сообщить вам, если взрослый будет прикасаться к нему неподобающим образом или делать то, что смущает ребенка. Особо подчеркните: вы не будете сердиться, хотя взрослый человек и сказал ребенку, что необходимо все случившееся сохранить в тайне, чтобы родители не ругали его. Скажите: «Нет таких плохих вещей, о которых мы не могли бы поговорить с тобой». Важно, чтобы дети поняли: что бы ни случилось, это будет не их вина, и им нечего стыдиться. Кроме того, предупредите ребенка, что вы поверите ему, даже если взрослый человек будет убеждать его в обратном.

Обсудите, какими приемами, возможно, будут пользоваться взрослые, чтобы вовлечь ребенка в сексуальные действия. Например, взрослый (это может быть родственник или хороший знакомый семьи) будет убеждать, что они не делают ничего плохого, что все в порядке, и что он «научит» ребенка чему-то полезному. Или, наоборот, будет запугивать малыша. Учитывая, что многие насильники прибегают к стратегии «это будет наш секрет», особенно важно объяснить детям, что такое «хорошие» секреты и чем они отличаются от «плохих». К «хорошим» секретам относится подготовка подарков к праздникам, дню рождения, приятные сюрпризы. Во всех остальных случаях, если взрослый человек говорит: «Это будет наш с тобой секрет», нужно срочно сообщить родителям или тому из взрослых (это может быть старшая сестра или брат), кому ребенок доверяет.

Научите ребенка верить собственным чувствам, если его что-то смущает, пугает или просто ему кажется, что происходит нечто неправильное.

Доверительные отношения между родителями и детьми – это самое главное средство, позволяющее уберечь детей от посягательств преступников. Поэтому к рассказам ребенка надо относиться уважительно, не смеяться и не перебивать его, даже если иногда кажется, что он говорит о каких-то пустяках.

Если же ребенок пострадал от сексуального насилия, нужно обязательно обратиться к специалистам, которые смогут профессионально помочь и ему, и родителям. Ни в коем случае не стоит самостоятельно заниматься расследованием случившегося – об этом надо сообщить в правоохранительные органы.

Личная неприкосновенность является правом каждого человека.

 

 

свернуть

Памятка для родителей "Половая неприкосновенность"

Принято считать, что самое безопасное место для ребенка – это его дом, семья. Казалось бы, действительно, – именно здесь рядом с ребенком находятся люди, которые призваны любить и защищать его, заботиться о нем. Однако в последнее время все чаще приходится слышать о случаях жестокого обращения с детьми родителей и других членов семьи. Проблема насилия над детьми стоит достаточно остро во всем мире – и в то же время остается в тени, потому что немногие готовы говорить о ней публично и открыто.

Факторы уязвимости детей

С младенческого возраста дети всегда были и остаются уязвимыми по отношению к различным формам насилия, в том числе, в их семьях. Почему так происходит? Специалисты, работающие в этой области, выделяют три основных фактора детской уязвимости:

  • отсутствие информации о домашнем насилии у родителей и детей;
  • бессилие и зависимость детей;
  • изолированность детей.

Дети не имеют необходимой информации о насилии в семье. Ребенок, с которым постоянно жестоко обращаются родные и который является свидетелем домашних скандалов, часто даже не представляет, что все может быть по-другому. Он воспринимает происходящее как норму. С другой стороны, и родители не рассматривают семейные скандалы, телесные наказания, игнорирование и оскорбления как формы насилия в отношении детей.

Ребенок зависит от родителей, авторитет которых для детей, особенно маленьких, непререкаем. В результате дети часто зависят как раз от тех людей, которые могут с ними жестоко обращаться. Маленький ребенок не способен просто уйти из дома и спрятаться от насилия. В то же время, он испытывает страх от того, что его могут наказать, ударить, или от того, что видит, как папа бьет маму. Ребенок не в состоянии понять, почему самые дорогие для него люди причиняют боль ему или друг другу. Он начинает интуитивно искать объяснения происходящего, часто обвиняя себя. В результате у ребенка формируется чувство вины, которое «программирует» его поведение на всю жизнь и приводит к тому, что, став взрослым, он снова страдает от насилия уже в своей собственной семье.

Дети изолированы от источников помощи и знаний. Если взрослые в ситуации насилия могут обратиться к друзьям, соседям, знакомым, специалистам, то у маленького ребенка нет такой возможности. Изолированность заключается еще и в том, что доступ маленьких детей к любым службам помощи возможен лишь при участии взрослых. Дети часто не знают, что могут рассказать о своих проблемах кому-то из взрослых: воспитательнице в детском саду или учительнице в школе, родителям друга или руководителю художественной секции.

Все это приводит к тому, что огромное количество детей в мире ежедневно подвергаются жестокому обращению. Факты свидетельствуют: число несовершеннолетних, пострадавших и погибших от насилия со стороны родителей, растет с каждым годом. Помимо этого, дети все чаще становятся свидетелями ссор между родителями или другими членами семьи, что также негативно влияет на благополучие ребенка, его развитие, и повышает риск применения насилия в отношении него.

Как защитить ребенка?

Лучший способ защитить детей – вооружить их знаниями. Учить детей правилам безопасности надо постоянно, меняя формы и подходы по мере взросления ребенка. Не следует запугивать ребенка, рассказывая ему ужасные истории. Страх обезоруживает и парализует; он помешает ребенку правильно вести себя в опасной ситуации.

Некоторые родители боятся убить в детях доверие к окружающим людям и к миру в целом, поэтому предпочитают не говорить об опасностях, которым может подвергнуться ребенок. Этого не произойдет, если во время таких бесед родители будут повторять ребенку, что большинство людей достойны доверия, но есть и такие – их, к счастью, немного – кто способен причинить вред. А поскольку отличить одних от других бывает трудно, надо соблюдать правила безопасности.

Разговаривая с ребенком старшего дошкольного и младшего школьного возраста, родители могут использовать приведенные далее рекомендации.

Объясните, чем «нормальные» прикосновения (похлопывания, объятия) отличаются от «ненормальных», вызывающих у ребенка дискомфорт или смущение. Можно объяснить, что «ненормальные» прикосновения – это когда кто-то касается тех частей тела, что скрыты под одеждой. Обязательно объясните и то, что ребенку тоже не следует трогать взрослого в этих местах, даже если он говорит, что в этом нет ничего страшного. Кроме того, полезно рассказать ребенку о нежелательных поцелуях.

Дети должны знать, что у них есть право распоряжаться своим телом и право говорить «нет», когда кто-то «ненормально» прикасается к ним. Стоит также объяснить ребенку, что, если взрослый трогает его за руки, ноги, плечи, спину или лицо таким образом, что ребенку это неприятно, надо сказать взрослому о своих ощущениях и попросить прекратить.

Скажите, что ребенок сразу должен сообщить вам, если взрослый будет прикасаться к нему неподобающим образом или делать то, что смущает ребенка. Особо подчеркните: вы не будете сердиться, хотя взрослый человек и сказал ребенку, что необходимо все случившееся сохранить в тайне, чтобы родители не ругали его. Скажите: «Нет таких плохих вещей, о которых мы не могли бы поговорить с тобой». Важно, чтобы дети поняли: что бы ни случилось, это будет не их вина, и им нечего стыдиться. Кроме того, предупредите ребенка, что вы поверите ему, даже если взрослый человек будет убеждать его в обратном.

Обсудите, какими приемами, возможно, будут пользоваться взрослые, чтобы вовлечь ребенка в сексуальные действия. Например, взрослый (это может быть родственник или хороший знакомый семьи) будет убеждать, что они не делают ничего плохого, что все в порядке, и что он «научит» ребенка чему-то полезному. Или, наоборот, будет запугивать малыша. Учитывая, что многие насильники прибегают к стратегии «это будет наш секрет», особенно важно объяснить детям, что такое «хорошие» секреты и чем они отличаются от «плохих». К «хорошим» секретам относится подготовка подарков к праздникам, дню рождения, приятные сюрпризы. Во всех остальных случаях, если взрослый человек говорит: «Это будет наш с тобой секрет», нужно срочно сообщить родителям или тому из взрослых (это может быть старшая сестра или брат), кому ребенок доверяет.

Научите ребенка верить собственным чувствам, если его что-то смущает, пугает или просто ему кажется, что происходит нечто неправильное.

Доверительные отношения между родителями и детьми – это самое главное средство, позволяющее уберечь детей от посягательств преступников. Поэтому к рассказам ребенка надо относиться уважительно, не смеяться и не перебивать его, даже если иногда кажется, что он говорит о каких-то пустяках.

Если же ребенок пострадал от сексуального насилия, нужно обязательно обратиться к специалистам, которые смогут профессионально помочь и ему, и родителям. Ни в коем случае не стоит самостоятельно заниматься расследованием случившегося – об этом надо сообщить в правоохранительные органы.

Личная неприкосновенность является правом каждого человека.

 

свернуть

Методические рекомендации о порядке выявления и информирования правоохранительных органов о фактах, свидетельствующих о возможном половом насилии над несовершеннолетними мужского пола  

Содержание:

  1. Общие положения.
  2. Основные способы получения информации о признаках совершения преступлений, свидетельствующих о возможном половом насилии над подростками мужского пола.
  3. Особенности внешности, физического состояния и поведения ребенка, сталкивающегося с сексуальным насилием.
  4. Действия специалистов медицинских и образовательных учреждений при выявлении фактов совершения преступлений, свидетельствующих о возможном половом насилии над подростками мужского пола.

1.Общие положения

Как показывает практика, количество обращений, обусловленных сексуальными посягательствами по отношению к мальчикам, значительно меньше, чем по отношению к девочкам. Исследования, проведенные в развитых странах, показывают, что 5-10% мужчин сообщают о перенесенном в детстве сексуальном насилии. Существует ряд причин, по которым мальчикам и мужчинам труднее обращаться за помощью, чем девочкам и женщинам. Прежде всего, это связано с социальными стереотипами, предрассудками и мифами, окружающими мужскую сексуальность.

Вред, причиненный ребенку в результате насильственных преступлений, приводит к отклонениям в нравственном и психофизическом  развитии несовершеннолетних, представляет угрозу для его будущего.

Результативность предупреждения и профилактики преступлений против половой свободы несовершеннолетних весьма сильно осложняется множеством обстоятельств, среди них:

  • особенности организма несовершеннолетних — их психология и физиология. Дети зачастую просто не в состоянии осознать, что над ними было совершено насилие, либо скрывают это всеми, возможными способами, боясь отрицательной реакции со стороны родителей и других близких лиц;
  • прямая зависимость потерпевших несовершеннолетних от преступника.

Субъекты преступления в этом случае могут выступать блокирующем

фактором - использовать все возможные средства для того, чтобы о преступлении никто не узнал.

Сексуальное насилие над детьми - это любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции:

  1. ласка, эротизированная забота;
  2. демонстрация половых органов, использование ребенка для сексуальной стимуляции взрослого;
  3. изнасилование или растление, орально-генитальный контакт;
  4. сексуальная эксплуатация (порнографические материалы с детьми);
  5. проституция.

Жертвами сексуальных преступлений чаще всего становятся:

  • дети с гипоопекой — те, о ком недостаточно заботятся, уделяют мало внимания, не дают эмоциональной поддержки;
  • дети, которых игнорируют;
  • дети, которые утратили доверие по отношению к родителям и взрослым;
  • в группу риска также входят малыши, пережившие жестокое обращение, домашнее насилие, побои.
  1. Основные способы получения информации о признаках совершения преступлений, свидетельствующих о возможном половом насилии над подростками мужского пола.

Основными способами (источниками) самостоятельного получения информации о признаках совершения преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, являются:

  • общение с несовершеннолетними;
  • общение с лицами, на которых возложены обязанности по его воспитанию (родители, опекуны, попечители);
  • общение с лицами, которые проживают в одном жилище с несовершеннолетним, а также родственниками, которые часто бывают в гостях (сожители одного из родителей, отчимы, дедушки, дяди и др.);
  • общение со специалистами учреждений образования, культуры спорта и туризма, в котором обучается и (или) занимается несовершеннолетний (;преподаватели, тренеры, руководители кружков, секций и др.)',
  • общение со сверстниками, соседями несовершеннолетнего, иными гражданами;
  • результаты медицинского осмотра несовершеннолетнего в учреждении здравоохранения;
  • визуальное обследование места' проживания (пребывания) несовершеннолетнего;
  • мониторинг глобальной компьютерной сети Интернет.
  1. Особенности внешности, физического состояния и поведения ребенка, сталкивающегося с сексуальным насилием.

В случае сексуального насилия или действий сексуального характера изменения могут произойти, как в поведении ребенка, так и в его физическом и психологическом состоянии.

IV Медицинские индикаторы сексуального злоупотребления включают:

- наличие ушибов, покраснения, разрывов или потертостей и ссадин в генитальной или анальной областях;

наличие передающейся половым путем болезни, например, трихомониаза, гонореи или сифилиса;

необъяснимое ректальное кровотечение;

уретральное воспаление, воспаление паховых лимфатических узлов и

др.;

наличие боли при уринации, опухоли или выделений, относящихся к половому члену, у мальчиков.

Изменения в эмоциональном состоянии и общении:

  • трудности в коммуникациях со сверстниками (избегание общения, отсутствие друзей своего возраста, отказ от общения с прежними знакомыми);
  • внезапная, немотивированная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;
  • частая задумчивость, отстраненность;
  • постоянная депрессивность, грустное настроение
  • нежелание принимать участие в подвижных играх;
  • непристойные выражения, не свойственные ребенку ранее;
  • чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;
  • терроризирование младших детей и сверстников;
  • чрезмерная податливость, навязчивая зависимость;
  • возврат к инфантильному поведению, либо, наоборот, слишком «взрослое» поведение;
  • отчуждение от братьев и сестер, других родственников и членов семьи;
  • жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);
  • амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста);
  • рассказы в третьем лице («я знаю одного мальчика...»);
  • утрата туалетных навыков (чаще у малышей);
  • равнодушие к внешности, плохой самоуход либо, напротив, навязчивое, чрезмерное мытье (у подростков).

Изменения личности и мотивации, социальные признаки:

  • прогулы занятий в учреждении образования;
  • внезапное изменение успеваемости (как негативное, так и положительное) или потеря интереса к любимым занятиям;
  • неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту («я ненавижу дядю Петю», «я не могу ездить в лифте», «я больше не пойду на футбол»)',
  • принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию)',
  • неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой;

ДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.

При поступлении (обращении) в учреждение здравоохранения несовершеннолетнего, с признаками жестокого обращения и (или) совершенных в отношении него насильственных действий, в том числе сексуального характера, врач, принимающий несовершеннолетнего, обеспечивает:

-оказание необходимой медицинской помощи, а при состоянии средней и тяжелой степени организует направление несовершеннолетнего на стационарное лечение, предоставляет информацию пациенту или его законному представителю о возможностях получения специализированной медицинской помощи (психологической, психотерапевтической, психиатрической помощи) в учреждениях здравоохранения, оказывающие указанные виды помощи по месту жительства (пребывания) несовершеннолетнего в рамках законодательства;

-незамедлительное информирование о случившемся всех заинтересованных субъектов межведомственного взаимодействия:

  • информация об угрозе жизни и здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов и уклонении родителей от воспитания детей незамедлительно направляется в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка;
  • информация о жестоком обращении, при наличии сведений о причинении несовершеннолетнему пациенту вреда здоровью в результате противоправных действий, незамедлительно направляется в территориальный отдел внутренних дел;

-сбор анамнеза, с описанием обстоятельств произошедшего, характера нанесенной травмы, предмета, явившегося орудием нанесения травмы, его характеристики и занесение информации в медицинскую документацию' несовершеннолетнего;

-оказание необходимой консультативной помощи сотрудникам правоохранительных органов и других . субъектов межведомственного взаимодействия, предоставление необходимых медицинских документов.

ДЕЙСТВИЯ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ.

При выявлении признаков (фактов) возможного полового насилия, при получении информации от третьих лиц, при личном обращении несовершеннолетнего с информацией о возможном половом насилии:

-работник учреждения образования, выявивший признак (факт) возможного полового насилия или получивший информацию о возможном половом насилии над несовершеннолетним мужского пола, передает полученную информацию руководителю учреждения, специалисту социально­педагогической и психологической службы учреждения образования;

-руководитель незамедлительно передает полученную информацию по телефону для сведения в управление (отдел) по образованиюрай(гор)исполкома и территориальный отдел внутренних дел для принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы;

-руководитель информирует медицинского работника учреждения образования, который при осмотре несовершеннолетнего фиксирует наличие телесных повреждений в медицинской карте несовершеннолетнего, вызывает специалистов службы скорой медицинской помощи (при отсутствиимедицинского работника вызов скорой помощи производит руководитель учреждения образования);

-руководитель, если медицинским работником установлен факт полового насилия над несовершеннолетним, поручает педагогу-психологу провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой полового насилия, в целях установления причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;

-руководитель, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц, незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего.

Обращаем Ваше внимание на необходимость информирования детей о существовании телефонов горячей линии (республиканского и местного значения).

В структуре Министерства здравоохранения функционирует телефон доверия круглосуточной линии экстренной психологической помощи для детей и подростков 801-100-16-11.

В Витебском областном клиническом центре психиатрии и наркологии функционирует телефон доверия круглосуточной линии экстренной психологической помощи 8(0212) 61-60-60.

 

 

 

свернуть

Как помочь пострадавшему от насилия

Не       бросайтесь    обнимать пострадавшего, избегайте лишнего телесного контакта. В крайнем случае, можно взять егоза руку или положить руку на плечо.

Не решайте за пострадавшего, что ему сейчас необходимо (он должен ощущать, что не потерял контроля над реальностью).

 Не расспрашивайте о подробностях произошедшего, не обвиняйте.

Дайте почувствовать,        что пострадавший может рассчитывать на вашу поддержку.

Если пострадавший начинает рассказ о случившемся, то не переспрашивайте о конкретных   деталях, побуждайте говорить о чувствах, связанных с событием.

При     необходимости         можно сопровождать        пострадавшего, например, если он идет в милицию подавать заявление или на опознание погибших родственников.

 

 

ЕСЛИ ВЫ СТАЛИ ЖЕРТВОЙ ИЛИ СВИДЕТЕЛЕМ

НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ,

НЕ ЖДИТЕ ТРАГЕДИИ

ДЕЙСТВУЙТЕ   ПРЯМО СЕЙЧАС – ОБРАТИТЕСЬ ЗА ПОМОЩЬЮ!

ПО ТЕЛЕФОНУ

ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ

8-801-100-8-801

ЕЖЕДНЕВНО С 8:00 ДО 20:00

АНОНИМНО.

БЕСПЛАТНО     СО СТАЦИОНАРНОГО ТЕЛЕФОНА

 

Педагог-психолог:

 Державина Т.Н.

211035, Витебская область

Оршанский район

Аг.Бабиничи

ул. Заднепровская, д.30

Телефон: 8 (0216) 58-78-41

 

 

Правила оказания первой помощи жертвам насилия:

Человек после перенесенной психологической травмы проходит три стадии. В течение последующих шести недель, как правило, идут так называемые             постстрессовые реакции, которые в основном выражаются в нарушении дыхания, сердцебиения, потливости и нестабильности нервной системы, может прыгать давление, появляется раздражительность, бессонница и ночные кошмары, головные боли и звон в ушах, плохая концентрация и пережевывание "умственной жвачки". Это при условии, что человек не получил серьезных физических травм. На этой стадии происходит первая реакция - реакция отрицания.

Вторая стадия обычно начинается в пределах шести недель после события и длится до шести месяцев: тревога нарастает, появляются симптомы депрессии, жажда отмщения, потеря интереса к окружающему миру, постоянные мысли о случившемся и о смерти.

Третья стадия возникает в пределах шести месяцев и длится около полугода. Симптомы усугубляющейся депрессии, поглощенность чувством бессилия и боли, низкая самооценка, ощущение собственной никчемности, чувство вины, потребность снять внутреннее напряжение с помощью алкоголя или психотропных средств.

На этой стадии может развиться затяжная реакция,  расстройство будет сильным и может стать хроническим, если травма не будет прорабатываться своевременно. Например, если насилию подверглась девочка-подросток, она может в будущем найти себе мужа, который все время будет подвергать ее насилию. Подросток-мальчик также может реагировать неадекватно: либо все время нарываться на то, чтобы его избили, либо, наоборот, будет сам наносить удары. Есть еще одна реакция: доказывать всем, какой он хороший.

Как помочь жертве насилия.

На первом этапе просто молча быть рядом, держать за руку, показать свою любовь, заботу, ухаживать, но при этом не жалеть.

Что делать нельзя

Ни в коем случае не говорить, что все будет хорошо ("Да не расстраивайся, все будет хорошо"). Слово "хорошо" не вяжется с ситуацией, когда сейчас все плохо.

Не говорить: "Я понимаю, что ты чувствуешь!" Когда говорят эти слова с таким глубокомысленным видом, сразу пропадает желание делиться. Лучше сказать:

Сожалею... Сопереживаю...Сочувствую... Я буду рядом, постараюсь тебе помочь...Ты мне очень дорог...Я тебя люблю..."

Не говорить:

"Перестань плакать.. Слезы не помогут...Прекрати истерику..." Реакция может быть с криком, со слезами. Необходимо сразу проявить негативные эмоции, выплеснуть их. Важно сказать, что все, что человек чувствует после травмы - это нормально. И, возможно, не один раз нужно прочувствовать и проговорить ситуацию, чтобы она стала по-другому восприниматься. Через определенное время память о насилии остается, чувства остаются, но они уже не ранят.

Когда первый шок прошел, можно предлагать свою помощь активного характера. "Я беру тебя за руку, и мы идем вместе к врачу, я буду рядом, я буду волноваться и бегать по коридору больницы. Давай соберемся с  духом и пойдем, сдадим анализы...мы прорвемся" То есть держать за руку, обеспечивая тем самым поддержку, а порой, и буксир.

Хорошо когда рядом есть друзья, которые могут поддержать, потому что нарушаются коммуникативные свойства, появляется стыд, чувство вины, страх того места, где произошло насилие.

свернуть

Защита детей от жестокого обращения и насилия

 

В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится все более и более актуальной. Что попадает под понятие “жестокое обращение с детьми”? Какие действия можно трактовать как жестокое обращение с ребенком?

      Cамым массово подписанным международным документом в рамках Организации Объединенных Наций является Конвенция о правах ребенка. Конвенция предусматривает обязательство государства защитить детей от жестокого обращения. Государства-участники должны обеспечивать, “чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания” (п. “а” ст. 37). Статьей 19 Конвенции установлена необходимость защиты прав ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации (ст. 19 Конвенции о правах ребенка).

       Жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.

       Исходя из анализа норм многочисленных законодательных актов, можно дать следующее определение: “Жестокое обращение с детьми — действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка”.

 Признаки жестокого обращения с детьми

        Можно выделить несколько явных признаков жестокого обращения с детьми, при наличии которых необходимо незамедлительно проинформировать правоохранительные органы:

  • следы побоев, истязаний, другого физического воздействия
  • запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);
  • отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними
  • систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома и др.

Запомните!!!

Когда большой, значимый взрослый бьет маленького ребенка, ребенок чувствует беспомощность и фрустрацию.

      Эти чувства могут в дальнейшем сделать ребенка депрессивным или агрессивным. Учите своих детей, как вы хотите, чтобы они себя вели. Маленькие дети обычно не понимают, что они делают неправильно. Обязательно будьте последовательны в своих примерах.

Когда вы бьете ребенка, вы не учите его решать проблемы.

      Вы только заставляете чувствовать его плохо по отношению к самому себе. Низкая самооценка может остаться у него на всю жизнь. И следите за своими словами – они могут ударить еще сильнее.

Физическое насилие приводит к тому, что у ребенка появляется желание отомстить.

      Учите своих детей с помощью слов, речи. Старайтесь добиться понимания ими правил, которые вы установили у себя дома. Это могут быть правила безопасности, времени и порядка принятия пищи или отхода ко сну. Сделайте все возможное, чтобы правила были максимально простыми и соблюдались всеми членами семьи.

Физические наказания смещают понимание ребенком «правильного и неправильного».      

       Только подумайте - имеет ли смысл бить ребенка за то, что он только что ударил кого-то? Уведите, уберите ребенка с того места, где он только что кого-то ударил. Будьте последовательны и жестки (в следовании правилам). Каждый раз давайте ребенку знать: какое поведение вы от него ожидаете и что случится, если он не сделает этого (пойдет в свою комнату, не будет смотреть телевизор или потеряет какую-то другую привилегию).

Если вы бьете ребенка, вы тем самым показываете ему, что бить - это нормально и приемлемо.

       Дети будут думать, что это нормальная практика - добиваться желаемого с помощью насилия. Учите своих детей другим способам выражать свои эмоции, например, словами. Затем – примите, покажите им, что вы принимаете их чувства и эмоции. Покажите, что вам не все равно. 

Физическое насилие травмирует эмоции ребенка.

      Оно также может повлиять на успеваемость ребенка в школе и взаимоотношения с друзьями. Замечайте и поддерживайте все хорошее, что делает ваш ребенок. Дайте ему знать, что вы любите его просто за то, что он у вас есть.

Поведение детей, которых бьют, становится агрессивным и деструктивным.   

      Физическое насилие дает ребенку больше оснований для плохого поведения. Оно как бы учит их "ты плохой, поэтому ты можешь, имеешь право делать плохие вещи". Когда ребенок постарше делает что-то плохое, попробуйте использовать "тайм-ауты". Благодаря тайм-ауту, вы изолируете ребенка прежде всего от себя на несколько минут. Посадите его на стул или кресло, лестницу, или отведите в свою комнату. Пусть он вернется оттуда тогда, когда он сможет контролировать свои действия (но ребенок не должен оставаться там часами!Обычно тайм-аут длится несколько минут, до 10). При этом не забывайте поддерживать своих детей, когда они поступают правильно и делают хорошие вещи.

Физическое насилие не учит детей внутреннему контролю.

      Никогда не шлепайте ребенка. Ребенок, которого шлепают, никогда не научится управлять своим поведением: он всегда будет искать кого-то еще, кто бы говорил ему, что правильно делать, а что неправильно. Такие дети обычно руководствуются принципом: «Я не должен ничего делать, иначе меня накажут», вместо «я не должен делать плохие вещи, потому что они плохие». Ваши ожидания должны быть по максимуму четкими. Поощряйте своего ребенка, когда он дружелюбен и настроен на сотрудничество. Поддерживайте его, когда он делает свой собственный хороший выбор.

Физическое насилие в любом виде пугает

      Контролируйте себя. Ничто не поможет ребенку, который себя не контролирует, лучше, чем взрослый, остающийся спокойным. Учите детей справляться с собственным гневом и эмоциями и не позволяйте им овладеть собой. Помните, что вы - взрослый человек.

Иногда слишком уставший или встревоженный родитель начинает трястикричащего – как грудного возраста, так и старше. Так делать нельзя ни в коем случае - это может привести к слепоте, повреждениям мозга или даже смерти ребенка. Что делать?    

      Остановитесь! Если вас «достает» плач, обратитесь за помощью к другу, родственнику, соседке, попросите их посидеть с ребенком хоть десять минут, пока вы примете душ или просто выйдете на улицу, успокоитесь. Научитесь просить и принимать помощь других людей. В крайнем случае оставьте грудного ребенка в кроватке или манеже и уйдите в душ на 5 минут – пусть лучше ребенок плачет, чем вы причините ему непоправимый вред.

Никогда не бейте ребенка, чтобы прекратить то или иное его нежелательное поведение «на людях».

      К сожалению, многие мамы и папы стесняются того, что ребенок время от времени выходит у них из-под контроля и это видят другие люди (а иногда и комментируют). И предпочитают прекратить это поведение с помощью насилия. Поймите, что как вам может быть неудобно, что ребенок раскапризничался на улице, в магазине, на празднике, ребенку в сто раз тяжелее пережить насилие, совершенное на виду у других (а что еще хуже - с одобрения чужих людей). Кроме того, вы таким образом даете понять ребенку, что его эмоции и его мнение ничего не значат для вас. Запомните – ребенок не может и не должен быть «удобен» окружающим, это не игрушка, которую можно в нужный момент положить в ящик или выключить.

       Постарайтесь подстроиться под ребенка, зная его расписание, пристрастия и заранее подумав, в каких случаях возможны конфликты. Даже если возникла непредвиденная ситуация, нет ничего страшного в том, что ребенок плачет или капризничает. Возьмите его на руки и идите домой, или отойдите в сторону, сядьте на лавочку и подождите, пока он успокоится. Стыдно должно быть посторонним наблюдателям, но не вам.

       Если вас наказывали в детстве, очень легко передать это поведение дальше. Вспомните, как вы себя чувствовали ребенком. А также попытайтесь найти время для себя. Вы почувствуете себя лучше и станете лучшим родителем своему ребенку.

 

 

 

 

 

свернуть

Защитим детей от насилия!

 

 Сайт для пострадавших от насилия 

Информационный портал 

http://ostanovinasilie.org/домашнее-насилие/ 

содержит контактные данные кризисных центров Республики Беларусь и общественных организаций, оказывающих помощь жертвам насилия, статистические данные МВД в сфере семейно-бытовых конфликтов, буклеты и видео по теме, нормативную базу по проблеме насилия и многое другое.

Скажи «ДА» семье без насилия!

 

  

Государственное учреждение образования

«Бабиничскийясли-сад

Оршанского района»

 

 2022 год

Насилие над детьми - это проявление эмоционального, физического или сексуального доминирования по отношениюк несовершеннолетним лицам.  Сексуальное насилие подразумевает незаконное вовлечение несовершеннолетнего лица в прямые, либо непрямые сексуальные действия с целью получения выгоды, либо удовлетворения. Сексуальным насилием является демонстрация ребенку эротических и порнографических фото и видеозаписей. Обнажение перед ребенком своих гениталий, вовлечение несовершеннолетнего лица в изготовление порнографии, а также принуждение ребенка к показу интимных органов и подглядывание за ребенком в момент совершения им гигиенических процедур. Физическое насилие над детьми. Признаками физического насилия могут быть: синяки, порезы и раны на теле и лице ребенка; страх ребенка перед физическим контактом с взрослыми. Например, ребенок панически боится даже малейших прикосновений к себе, попытка взять его за руку может закончиться истерикой; пассивное поведение ребенка в школе. Он начинает внезапно отставать в знаниях, не принимает участия в школьных мероприятиях, отказывается контактировать с окружающими. Психологическое насилие.  Как ни странно, но именно эмоциональное насилие над ребенком является самым страшным и жестоким.  Формы эмоционального насилия: Отталкивание ребенка.

Зачастую происходит, когда ребенок в семье нежелателен. Малышу всячески показывают, что он никому не нужен, к нему не проявляют любви, должного внимания, нежности, заботы. Его стараются не слышать, не замечают.

Игнорирование ребенка. Пониженный интерес к чаду, а временами и полное его отсутствие, равнодушие и безынициативность вгоняют ребенка в тоску, одиночество и депрессивное состояние. Изолирование ребенка.

Принуждение ребенка отправляться в свою комнату каждый раз после непослушания, провинности и прочих неугодных родителям действий вызывает социальную деградацию малыша. Если после малейшего нарушения правил установленных родителями ребенку приходится сидеть взаперти, а на прогулки с друзьями накладывается запрет, постепенно он теряет способность к общению. Эксплуатация ребенка. 

Дети, подвергшиеся насилию методом эксплуатации, лишаются детства, положенного им развлечения и радости. Они рано становятся взрослыми. Эксплуатация ребенка подразумевает собой использование детских сил для выполнения взрослых обязанностей, например ведения домашнего хозяйства, воспитание младших братьев и сестер, тяжелый физический труд. Запугивание ребенка.

Постоянные угрозы со стороны взрослых делают ребенка пугливым и недоверчивым. Как правило, малыш носит все свои эмоции и переживания глубоко в себе и боится рассказать кому- либо о том, что ему угрожают. Угрозы могут быть самого разного характера – угроза убить, покалечить, отправить в детский домЭто важно помнить родителям! •• Уважайте своего ребенка, не делайте сами и не позволяйте другим заставлять ребёнка делать что-то против своей воли. •• Если вы знаете, что ребёнок соседей подвергается насилию, избиению со стороны родителей, немедленно сообщите об этом в милицию. •• Если ваш ребёнок говорит о нездоровом интересе к нему вашего мужа, прислушайтесь к его словам, поговорите с мужем, не оставляйте ребёнка один на один с ним, и если отношения зашли слишком далеко, расстаньтесь с этим человеком, нет ничего дороже счастья собственного ребенка. •• Отец должен поговорить обо всех интересующих сына вопросах относительно половой жизни, объяснить, как предохраняться. •• Мать должна объяснить девочке, как ей вести себя с противоположным полом, о средствах контрацепции. •• Если вы заметили странность в поведении ребенка, поговорите с ним, что его беспокоит. В разговоре с мальчиком лучше участвовать отцу, без присутствия матери. Наблюдайте за своим ребенком! Консультируйтесь со специалистами, если в чем-то сомневаетесь!

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Жизнь без конфликтов

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. 

развернуть

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов. 

Способы урегулирования конфликтов: 

компромисс (уступки с обеих сторон); 
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует); 
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой); 
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте); 
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение); 
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению); 
чувство юмора. 
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов 

* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия 

* Не давайте ребенку несбыточных обещаний 

* Не ставьте своему ребенку условий 

* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка 

* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе 

* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом 

* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями 

* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов 

Помните, что ребенок- это воплощенная возможность! 

Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

Как бороться со страхами

Каждый человек когда-либо испытывал чувство страха. Страх является наиболее опасной из всех эмоций и присутствует на всех возрастных этапах развития личности. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека: от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. 
развернуть

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. 

Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией. 

Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр. 

Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время. 

Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. 

Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.). 

Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. 

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. 

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным. 

Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. 

Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д. 

Рекомендации для родителей 

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует: 

-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. 

-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей. 

-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх. 

-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. 

-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи. 

-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию. 

-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. 

-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. 

-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким: 

1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится 

2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха. 

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются. 

4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его. 

Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу. 

Ржеутская Н.А., педагог-психолог ГУО «Гимназия №7 г. Минска»

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

10 заповедей для родителей

Об этих правилах полезно помнить всем родителям!
развернуть

Уважение! 

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. 


Угрозы! 

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения. 


Обещания! 

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое. 


Опека! 

Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». 


Повиновение! 

Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека. 


Потакание! 

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком. 


Будьте последовательны! 

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. 


Требуйте соответственно возрасту ребенка! 

Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них! 


Прислушайтесь к своим словам! 

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?» 


Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком! 

Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. 

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! 


И ещё пару правил… 

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 

4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 

5. Не относитесь к его проблемам свысока. 

6. Не унижайте! 

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 

9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами. 


Родителям на заметку: 

У активных родителей — активные дети. 

Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. 

Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы. 

Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть
2023
август
25 августа, пятница

Региональная карта Витебской области

подробнее...